ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СТАРЫЙ ОСКОЛ – РЖАВА
В преддверии
Курской битвы, в исключительно тяжёлой обстановке осуществлялись транзитные перевозки по сосредоточению воинских соединений, техники в район
Курской дуги.
В отдельные дни туда прибывало до 120 поездов или по шесть тысяч вагонов, но этого было недостаточно для снабжения советских войск.
8 июня 1943 г. Военный совет принимает постановление «О строительстве линии Старый Оскол – Ржава» протяжённостью 95 километров по облегчённым техническим условиям, предусматривались руководящий уклон 12-тысячных и ширина земляного полотна пять метров, допускалось в местах больших земляных работ устройство временных обходов с уклонами 17-тысячных. Срок с 15 июня по 15 августа, наименование — "Строительство № 217".
Значение ж.д. дороги Старый Оскол – Ржава заключалось в соединении двух основных направлений: Орёл –
Курск – Белгород – Харьков и Елец –
Касторная – Старый Оскол – Валуйки.
Строительство ж.д. началось одновременно с проектированием и изыскательскими работами. «Воентранспроект» в течении двух недель провёл необходимые работы. Предстояло на протяжении 68 км. проложить новый путь, а на участке в районе
Курской магнитной аномалии, провести реконструкцию.
На сооружение дороги прибыли 7-я и 19-я железнодорожные бригады, отдельные части 8-й, 23-й, 25-й бригад и спецформирований и ряд батальонов других железнодорожных бригад. На возведение моста через р.
Сейм 14-й мостовой батальон.
14 июня Курский обком ВКП(б) и исполком областного Совета принимают решение мобилизовать на стройку 1280 подвод и до 20 тысяч человек, для чего в каждом районе формировались строительные колонны в основном из женщин, подростков и стариков.
16 июня на строительстве железной дороги трудились 10196 человек, а 22 июня — 25 тысяч.
Строительство велось одновременно со стороны Ржавы и со стороны Старого Оскола. Наиболее трудоёмкой работой – отсыпкой ж.д. полотна занимались строительные колонны.
Несмотря на тяжёлые условия, люди трудились с большим подъёмом, часто переходя на двухсменную работу по 20 часов в сутки. Четыре, пять, шесть кубометров вынутой земли на человека вместо трёх с половиной становились нормой для передовиков стройки. В среднем, ежесуточно, вводилось в строй около 3 км. пути. По тем временам это был рекордный темп строительства железной дороги.
К 15 июля дорога практически была построена.
19 июля 1943 г. по железной дороге Старый Оскол – Ржава пошли первые поезда.
На строительстве ж.д. Старый Оскол – Ржава, получившей название «Дорога мужества», переместили вручную 800 тысяч кубометров грунта, построили 48 искусственных сооружений общей протяжённостью 750 метров, 2 пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов, уложено 164 км. главных и станционных путей.
«Дорога мужества», построенная в разгар Курской битвы, способствовала успешному её завершению.
Сооружение ж.д. дороги Старый Оскол – Ржава стало выдающимся достижением, не имевшим себе равных в мировой практике ж.д. строительства. За досрочное выполнение задания и особые трудовые отличия все участники строительства были награждены Почётными грамотами и получили денежные премии, 386 человек удостоены высоких правительственных наград.
В 2008 г. в Старом Осколе открылся
памятник женщинам – строителям железной дороги Старый Оскол – Ржава, автор скульптор А. Шишков.
23 августа 2015 г. в с. Ильинка
Пристенскго района открыт
памятный знак женщинам, строителям ж.д. дороги Старый Оскол – Ржава, «Наши матери строили эту дорогу».
5 июля 2023 г. в г. Старый Оскол, на привокзальной площади, открыли памятник строителям ж. д. «Старый Оскол — Ржава», автор скульптор А. Шишков.
|
памятник строителям ж. д. «Старый Оскол — Ржава».
г. Старый Оскол, 2023 г.
|