ЯВЕЙН, Игорь Георгиевич [20.IX(3.Х).1903 - 23.IX.1980] — архитектор, доктор архитектуры, профессор.

   Родился в г. Санкт-Петербург.

   Профессиональную подготовку получил в Петроградском ин-те гражданских инженеров, где его основным учителем и наставником был академик архитектуры А. С. Никольский — одна из центральных и ярких фигур русского архитектурного авангарда.

   В начале 1930-х гг. И.Г. Явейн выступил с серией конструктивистских экспериментальных проектов, отмеченных премиями на Всесоюзных архитектурных конкурсах.
   Следует особо выделить проекты вокзала в Новосибирске (вторая премия) и Курского (Центрального) вокзала в Москве (высшая премия), содержащих ряд принципиально новых идей в области вокзалостроения.

   Во второй половине 1930-х гг. в творчестве И.Г. Явейн начинается постепенный переход от строгих форм чистого конструктивизма в сторону экспрессионистически окрашенных экспериментов в области формообразования (отмеченные премиями проекты аэровокзала в Ленинграде, Дома правительства в Крыму, серия проектов вокзалов для магистрали Карталы - Акмолинск и др.).

   Опыт творческой и исследовательской работы в области вокзалостроения обобщён в опубликованной в 1938 г. монографии "Архитектура железнодорожных вокзалов" — первом капитальном труде такого рода как в нашей стране, так и за рубежом, и в ряде научных исследований энциклопедического характера, охватывающих историю мирового вокзалостроения на протяжении более чем 150 лет.

   В предвоенные годы по его проектам построено два крупных сооружения: здания Дубровской ГЭС (разрушено в годы войны) и жилой дом для инженерно-технических работников Свирьстроя на проспекте Щорса в Ленинграде.
   Этот дом признан одним из лучших образцов позднего конструктивизма в Ленинграде, взят государством под охрану в качестве памятника архитектуры.

   Проекты и постройки И.Г. Явейна 1940 - 1950-х гг. трудно соотнести с каким-либо стилем.
   Архитектурные работы в стиле художественного авангарда тогда не поощрялись, а ставший почти обязательным и официальным псевдоклассицизм он не принимал.
   Поэтому, как и некоторые другие архитекторы, искал свой путь.
   Сложность и разноплановость поисков отразилась в таких работах архитектора, как серия проектов железнодорожных вокзалов для Казахстана, вокзала в Новгороде и др.

   Самым крупным из проектов И.Г. Явейна стал вокзал в Курске, который строился с 1946 г. по 1951 г. и официально открыт 12 августа 1952 г.
   Здание представляет собой вокзал-памятник курянам-железнодорожникам - участникам битвы на Курской дуге.

   В 1970-х гг. получает конкретное воплощение его идея "расширяющихся вокзалов", выполненная в нескольких сериях конкурсных проектов, получивших три высшие премии на Всесоюзном конкурсе малых вокзалов для станций Байкало-Амурской магистрали.
   Наиболее крупными творческими работами этого периода, отмеченными премиями на Всесоюзных и международных конкурсах, являются проекты морского вокзала в Ленинграде и ж.-д. вокзала в Софии (Болгария).

   Последний период творчества И.Г. Явейна отмечен тягой к обострённой выразительности и экспрессии архитектурной формы, что ярко проявилось в последнем здании, построенном в 1977 г. по его проекту - центральном вокзале курорта Юрмала под Ригой (ст. Дубулты).

   В 1963 г. И.Г. Явейн обобщает свои творческие и научные поиски в фундаментальном труде "Вопросы проектирования железнодорожных вокзалов", ставшем его докторской диссертацией.
   Более 50 лет он, параллельно с проектированием, преподавал на архитектурных факультетах Ленинградского инженерно-строительного института, Академии художеств.

   В 1969 г. создал кафедру архитектуры в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, которую возглавлял до самой смерти.

   Его наследие включает в себя около 100 зданий, значительное число премированных конкурсных проектов, памятники, дизайнерские работы, графику и др.

   Скончался в Ленинграде. Похоронен на мемориальном кладбище в Комарово (пригород Санкт-Петербурга).

   Ист.: Е. В. Холодова, В. И. Пилявский. Магистраль творчества. // Ленинградская панорама. Л., 1982, № 9, с. 31 - 35.

На главную страницу