ПРАВОСЛАВИЕ — одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в
христианстве.
Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
Среди верующей части населения православные преобладают в Греции, в ряде республик Югославии (Сербия, Македония, Черногория), в Румынии, Болгарии, на Кипре.
В бывшем СССР последователи православия превалируют среди верующих в России, на
Украине, в Белоруссии, Грузии и Армении.
Размежевание в христианстве между православием (восточное христианство) и католицизмом (западное христианство) достаточно явственно выявилось после раздела Римской империи на Западную Римскую и Восточную Римскую империи (395) и было связано с различием в историческом (социально-экономическом, политическом, культурном) развитии обеих частей империи. Дальнейшее постепенное углубление расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному разделению общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную); оно произошло в 1054 г. и завершилось после захвата в 1204 г. крестоносцами Константинополя.
В 988 г. православие принял великий киевский князь Владимир Святославич. Затем он обратил в православие свою военную дружину, после чего насильно крестил в р.
Днепр киевлян и в течение 28 лет деятельно занимался распространением православия во всех подвластных ему землях
Древнерусского государства.
«Князь Владимир заповедал, — пишет святитель Иларион, — по всей земле своей креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя Святой Троицы, и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему: так как благоверие в нем соединено было с властью. И в одно время вся земля наша стала славить Христа с Отцом и Святым Духом... Он обратил от заблуждения идолопоклонства не одного человека, не десять городов, но всю область свою» (Прибавление к творениям Святых Отцев. Ч. П. – С. 273, 277).
При этом по всем городам и сёлам начали строиться
культовые здания — церкви, что повлекло за собой появление нового, хорошо организованного сословия служителей православной церкви.
В Х–XI вв. с постепенным вхождением посеймских земель в состав Древнерусского государства, завершённым уже сыновьями Владимира Святославича — князьями
Мстиславом и
Ярославом Владимировичами, православие пришло на Курские земли, вытеснив языческую веру курян в богов-фетишей.
Опорой православия стали монастыри, построенные в
Курске (
Знаменский),
Рыльске (Никольский),
Льгове (Ольгов монастырь) и в м.
Свободе (
Коренная пустынь).
Эти монастыри, окруженные крепостными стенами, стали не только религиозными центрами, но и служили в качестве военных крепостей.
В настоящее время православие исповедует подавляющее число верующих курян. По состоянию на 2002 г. в Курске Русскую православную церковь (Московский патриархат) представляли двадцать три организации.
При Курской
епархии создана общественная организация «Диакония», в которую вошли священники и прихожане. Члены «Диаконии» участвуют в решении проблем, связанных с деятельностью епархии, а также занимаются благотворительностью.
Курская епархия имеет свою страницу (сайт) во всемирной сети «Интернет».
Православие представлено в области также истинно православной (катакомбной) и древлеправославной (старообрядческой) церковью, независимой от Русской православной церкви.
Под омофор Курского епископа старообрядческой церкви вошли старообрядческие общины
Курского и
Золотухинского районов
Курской области, Краснодарского края, Дагестана и г. Кременчуг (Украина).