ПЛАКАТ (нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — разновидность графики, единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала.
До 2-й половины XIX в. плакатами называли иногда агитационные гравюры крупного размера, политические афиши во Франции в XVIII в. и т. п.
Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди др. источников информации.
Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, плакаты использует ряд специфических художественных средств.
В плакатах могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов.
Важную роль в плакатах играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение.
В систему условных изобразительных средств плаката иногда вводится
фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью).
Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера.
Появление плаката (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.).
Применение литографии (в т. ч. цветной) позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами.
Рекламный плакат возник в Западной Европе во 2-й половине XIX в. в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых постепенно всё большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные изображения.
Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. принадлежала Франции.
В эти же годы в России театральные и выставочные плакаты создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.
В начале XX в. в жанре плаката успешно работали выходцы из Курской
губернии А. А.
Чикин, Е. Е.
Лансере, Е. М.
Чепцов и др.
Советский политический плакат родился в годы
Гражданской войны 1918 – 1920.
Развивая традиции сатирической графики русского народного лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. создали по существу новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката.
Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть.
В те же годы по инициативе В. В.
Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид плаката — «Окна РОСТА».
В 1920-х — начале 1930-х гг. важную роль в развитии советского плаката сыграли А. А.
Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, и др.
Во время
Великой Отечественной войны 1941 – 1945 плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом.
В 1960–1970-е гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакаты по безопасности труда.
В области театральных плакатов работали куряне Б. Д.
Тузлуков, В. В.
Андриевич и др.
Ист.:
Полонский В., Русский революционный плакат, М., 1922;
Тугендхольд Я., Плакат на Западе, в его кн.: Художественная культура Запада, М.— Л., 1928;
[Ляхов В.], Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917–1932, [М., 1972];
Hutchison Н. F., The Poster. An illustrated history, N. Y., [1968];
Hillier B., Histoire de l’affiche, P., [1970].