МАРЬИНО — дворцово-парковый архитектурный комплекс близ села Ивановского Рыльского района, бывшее имение князей Барятинских.
   Дворцовый комплекс Марьино построен князем Иваном Ивановичем в период с 1811 до 1814 гг. по проекту архитектора К. И. Гофмана южнее старой усадьбы И.С. Мазепы.
   Название имению И.И. Барятинский дал в честь двух своих жён: Марии Франциски Деттон, умершей вскоре после рождения дочери, и юной Марии Фёдоровны Келлер. Композиционная ось дворцово-паркового ансамбля проходит через широкую аллею, ведущую из села Ивановского, пересекает парадный двор, дом-дворец, Марьинский пруд и обширный пейзажный парк западнее Эрмитажного пруда.
   Центром композиции ансамбля является трёхэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим сторонам парадного двора, несколько сужающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединённых с ним проездными арками.
   Пейзажный парк с регулярной частью у дворца разбит одновременно со строительством дворца. На речке Избице устроен Большой марьинский пруд.
   Все работы выполнялись местными крестьянами и наёмными грабарями из Белоруссии под руководством английского мелиоратора И. Гулета.
   В 1817 г. на круглом острове Большого марьинского пруда построена шестнадцатиколонная ротонда под сферическим куполом. В её центре стояла беломраморная статуя "Рождение Венеры" — работа итальянского скульптора К. Фенелли. На овальном острове пруда выстроена кирпичная псевдоготическая кирха для жены. Выписанные из Петербурга корабельные мастера построили для пруда специальную флотилию. Были закуплены флаги, паруса, такелаж, выкованы якоря и отлиты медные пушки.
   В парке было множество оранжерей, зверинец, поэтические "кошары" (в западной части парка) для игр детей князя и другие садовые затеи. Позднее в восточной и южной частях парка через каналы были перекинуты мосты, четыре из которых сохранились. Наиболее живописен так называемый Горбатый мост, построенный из кирпича и камня и соединяющий берега протоки, идущей от Эрмитажного пруда к Большому марьинскому пруду.
   Достопримечательностью Марьинского парка является чугунный монумент "Орёл", символ русской воинской славы, воздвигнутый в 1903 г. в память о подвигах А. И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны. Растительность парка разнообразна: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клён, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников.
   Для строительства княжеской резиденции нужны были грамотные умельцы и специалисты, для чего сотни крепостных прошли учёбу у столичных мастеров. Благодаря им Марьино уже через несколько лет превратилось в своеобразный центр губернии, где, как вспоминал главноуправляющий имением В. А. Инсарский: "... каждый, кому нужно было заказать экипаж, прочную мебель, кто отделывал дом, имея надобность в слесарях, обойщиках, малярах и других мастерах, каждый, кто желал украсить свои усадьбы ценными деревьями и кому нужно было приобрести телёнка или барана возвышенной породы, ехал в Ивановское".
   До настоящего времени (2004) сохранились обелиски-памятники: мелиоратору Ивану Гулету, управителю Борису Дёшкину, кирпичных дел мастеру Лавру Наседкину и его сыновьям.
   До нашего времени дошли имена архитекторского помощника Козьмы Шобрехина, корабельного мастера Глазырина, садовника Д. Броуна, механика Василия Лебедева.
   Марьинский дворец широко известен в России не столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, открытости, художественной утончённости и высокой аристократичности.
   В залы дворца гости поднимались по парадной лестнице, охраняемой двумя каменными белыми львами. Центральную часть главного корпуса на высоту двух этажей занимал огромный парадный зал, перекрытый куполом. Стены зала украшены великолепными росписями, выполненными на античные сюжеты в технике гризайль. На втором этаже находились приёмные, гостиные и столовые, в которых поражали многоцветная отделка потолков и превосходные люстры цветного стекла. Парадные комнаты обставлены мебелью в стиле ампир.
   Князь И.И. Барятинский задумал свой дом как родовое семейное гнездо, обитатели которого не должны были чувствовать себя оторванными от культурных центров. Средства, вкус и честолюбие позволяли ему приобретать самые знаменитые и редкие произведения отечественных и зарубежных художников и скульпторов.
   В первую очередь князь заказывал картины, отображавшие историю рода Барятинских и портреты членов семьи. По заказу князя датский скульптор Б. Торвальдсен изваял статую Марии Фёдоровны (ныне оригинал её хранится в музее Б. Торвальдсена в Копенгагене, а копия, выполненная его учеником Ф. Биссеном, находится в музее им. А.С. Пушкина в Москве).
   Портреты Ивана Ивановича выполняли Ф. Рокотов и Э. Виже-Лебрён. Художник Антонио Бруни выполнил картины "Посев", "Урожай" и др. Позднее во дворце появилась картина художника Горшельта "Штурм аула Гуниб на Кавказе в 1859 году", при котором под руководством А.И. Барятинского взят в плен вождь горцев Шамиль.
   Картинную галерею Барятинских составляли сотни произведений мастеров итальянской, немецкой, французской, голландской и русской живописи. Полотна Тициана, Тьеполо, Пуссена, В.Л. Боровиковского (портрет дочери императора Павла Первого княгини Александры) и др. украшали интерьеры дворца.
   Сыновья унаследовали от отца страсть к редким и ценным вещам, и художественное собрание "Марьино" в течение XIX в. продолжало пополняться великолепными произведениями искусства. В коллекцию художественных ценностей следует отнести и собрания часов, бронзовых, фарфоровых и хрустальных изделий (особенно две большие вазы, на которых изображён фамильный герб князей Барятинских), оружия, светильников и др.
   В усадьбе Марьино действовал один из лучших в губернии театр. В оркестре состояли от сорока до шестидесяти отличных музыкантов. Здесь ставились драматические музыкальные пьесы, исполнялись произведения всех известных музыкальных композиторов того времени, а также сочинения самого И.И. Барятинского, который страстно любил музыку.
   В 1825 г. после смерти Ивана Ивановича владельцем усадьбы стал его 10-летний старший сын Александр, а вдова Мария Фёдоровна прожила в Марьино ещё 6 лет, затем уехала с детьми в Петербург, и жизнь в усадьбе на некоторое время затихла.
   В 1850 г., после отказа Александра Ивановича от своих наследственных прав, усадьбой Марьино стал владеть его брат, генерал-адъютант и обер-шталмейстер двора князь Владимир Иванович. Новый хозяин в имении бывал редко, но уделял ему достаточно много внимания.
   В 1869-1873 гг. дворец Марьино кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И.А. Монигетти. Перестройкой руководил курский архитектор К.Ф. Штольц. Проект реконструкции выполнен под влиянием новых художественных вкусов в неоклассическом стиле, очень популярном в семидесятые годы XIX века.
   После перестройки композиция здания приобрела ещё большую цельность. Прежде всего, дворец изменил силуэт, так как световой барабан над круглым залом и венчающий его купол разобраны и заменены пирамидальным фонарём. Стены центральной части главного корпуса надстроили, благодаря чему увеличилась высота третьего этажа и образовались невысокие четвёртый и пятый. Сильно развитый венчающий карниз поднят, над ним устроили высокий парапет и балюстраду. В боковых крыльях центральной части заложили оконные проёмы - в третьем этаже и в первом. Изменилось обрамление окон второго этажа, исчезли скульптуры, находившиеся прежде в нишах. Огромные световые проёмы центральной части паркового фасада заложены. Вместо арок и колонн в плоскости стены появились обычные окна и балконные двери, между которыми разместились пилястры. Сооружена роскошная лестница сложной конфигурации, ведущая к террасе второго этажа. Произведена небольшая внутренняя перепланировка помещений.
   В начале 1900-х гг. все дворцовые помещения оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе устроен лифт. Перестройка дворца в Марьино — редкий случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведённых в период классицизма, когда перестройка пошла на пользу. Усадьба продолжала функционировать, хотя и не являлась основным местом пребывания владельцев.
   Богатейшая библиотека редких книг Александра Ивановича Барятинского завещана его брату Виктору Ивановичу Барятинскому (1823-1904). В библиотеку вошли крупные собрания книг известных библиофилов: графа И.М. Виельгорского, археолога П.М. Строева, учёных И.А. Гурьянова и А.Ф. Гильфердинга, книголюба В.И. Касаткина и др. Это, в основном, и определило состав книг и рукописей библиотеки Барятинских. В библиотеке также имелось множество старинных грамот, масонских рукописей, манускриптов эпохи Великой французской революции, автографов выдающихся деятелей русской и зарубежной культуры.
   Особо следует выделить оду "Вольность" А. Радищева, редчайший экземпляр "Душеньки" И. Богдановича, изданной П. Бекетовым в 1811 г., книжечку стихов "Недолгий отдых в Тульчине" будущего декабриста князя Александра Петровича Барятинского, изданную в 1824 г. в Петербурге.
   Музыкальный раздел библиотеки составляли произведения для оркестра, инструментальных ансамблей, для пения, фортепиано и гитары, сольные и хоровые вокальные произведения и театральная музыка, всего 556 сочинений. Здесь были также альбомы с русскими, итальянскими и старинными французскими романсами и песнями XVIII в.
   Виктор Иванович согласно пожеланию старшего брата передал все книги и рукописи в Исторический и в Румянцевский музеи Москвы. В настоящее время книги из коллекции А.И. Барятинского хранятся в Историческом музее, в Российской государственной библиотеке им. В.И. Ленина и в Исторической библиотеке.
   Художественные коллекции, которые хранились в Марьино, постигла иная судьба.
   В 1918-1919 гг. в смутные времена гражданской войны, местные крестьяне то грабили дворец, то обращали его в собственность "общества". Позднее ими была организована охрана имения.
   Работники Музейной комиссии при Наркомпросе России — "эмиссары восемнадцатого года" А.В. Грищенко, Н.П. Киселев, В.И. Раевский — совершили гражданский подвиг, сумев во время войны и разрухи добраться до усадьбы, описать ценнейшую коллекцию, а затем благополучно доставить её в Москву, где она и поступила в музейный фонд. Оттуда сокровища распределены в Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский музей и библиотеку иностранной литературы.
   Картины из Марьино украшают сейчас (2004) музеи Москвы, Петербурга, Махачкалы, Ульяновска, Нальчика, Краснодара, Рязани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова, Баку, Симферополя, Таганрога, Ашхабада, Ташкента, Ростова.
   В 1923 г. вещи Шамиля, пребывавшего во дворце в 1868 г. переданы в музей Дагестанской республики. Портреты князя Ивана Ивановича кисти Ф.С. Рокотова и французской художницы Элизабет Виже-Лебрён хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Небольшая часть мебели, картин, предметов интерьера попала в Рыльский и Курский краеведческие музеи.
   В Курскую областную картинную галерею поступили картины В.Д. Поленова "На Тивериадском озере" (1889), "Портрет Протасовой" В.А. Тропинина, "Водоворот Иматра" П.П. Соколова, "Парк в Марьино" пейзажиста А. Н. Шильдера, небольшие работы И.К. Айвазовского, акварели Е.Д. Поленовой и др.
   В 1919-1922 гг. в усадьбе Марьино размещался сельскохозяйственный техникум, а с декабря 1922 г. — дом отдыха наркомата обороны, позднее санаторий ЦИК СССР.
   В 1936 г. в Марьино отдыхал М.И. Калинин, по совету которого для изыскания кирпичей на постройку школы разрушена Покровская церковь в селе Ивановском. При этом фамильная усыпальница Барятинских подверглась осквернению: уничтожены девятнадцать княжеских гробниц, находившихся в подвальном помещении храма. Школа сооружена на фундаменте церкви, а бывшую усыпальницу превратили в школьную котельную и склад угля.
   В 1940 г. дом отдыха ликвидировали, а во дворце открылась школа политруков, где вместе учились татарский поэт Муса Джалиль и будущий генеральный секретарь КПСС и глава советского государства Л.И. Брежнев.
   Во время Великой Отечественной войны 1941 Марьино чудом уцелело: Гитлер, знавший о знаменитой усадьбе, в пору летних успехов немецких войск 1941 г. подарил её генералу Г. Гудериану, и немецкие войска тщательно охраняли дворец от собственных мародёров. Спустя два года, при отступлении, немецкое командование отдало приказ взорвать Марьино, но усилиями местных партизан усадьба была спасена.
   После войны в Марьино помещался сначала госпиталь, а потом дом отдыха для раненых лётчиков.
   В октябре 1952 г. И. В. Сталин подписал распоряжение о преобразовании бывшего имения кн. Барятинских в санаторий Управления делами ЦК КПСС. Благодаря этому многие партийные руководители Рыльского района получили возможность быстрого восхождения по партийной лестнице. Именно так обрёл впоследствии довольно громкую известность И.К. Полозков, работавший в 1970-е сначала председателем Рыльского райисполкома, а затем первым секретарём Рыльского райкома КПСС.
   В 1980 г. начаты работы по капитальному ремонту и реставрации Марьино (руководитель работ Г. Е. Духанина), которые планировались к завершению в 1995 г., но с исчезновением в 1991 г. КПСС, а равно ЦК и его Управления делами, судьба Марьино снова оказалась под вопросом, но, в конце концов, санаторий на 220 человек оказался на балансе Медицинского центра при правительстве Российской Федерации, за которым и числится в настоящее время (2004).
   Уроженец г. Рыльска, инженер строитель и директор санатория Борис Ильич Ворович, назначенный на эту должность в 1984 г., стал настоящим главным хранителем усадьбы Марьино. За время своего пребывания на посту Ворович сумел не только отыскать новых реставраторов, но и превратить Марьино в самодостаточный хозяйственный комплекс.
   В настоящее время (2004) за санаторием числится 120 га. пахотной земли и уникальное дойное стадо в 350 голов, состоящее в ассоциации племенных заводов России.
   В 2001 г. в санатории Марьино открыт центр реабилитации космонавтов. Здесь побывали: Владимир Ляхов, Юрий Батурин, Юрий Онуфриенко, Дмитрий Кондратьев, Юрий Гидзенко, Валерий Токарев, Талгат Мусабаев, Виктор Афанасьев, Василий Циблиев, Юрий Маленченко.
   В 2003 г. Юрий Батурин показал в Марьино свою выставку «Короткое свидание с Землёй» (50 фотографий, сделанных им в 2002 г. со станции «Мир»). Юрий Онуфриенко демонстрировал собственноручно снятый в космосе фильм.
   При санатории есть музей, где демонстрируется модель действующей международной космической станции, форменные нашивки космонавтов, фотографии, книга о Центре подготовки, образцы продуктов, которые берут на МКС и др.

На главную страницу