КОВРОТКАЧЕСТВО (ковроделие) — процесс изготовления ковров вручную или машинами.
   Существуют ковры ворсовые и безворсовые (по старинному — "гладцовые").
   Изготавливаются на горизонтальном — безворсовые или вертикальном — ворсовые ткацком стане.

   Зародилось ковроткачество в Курской губернии во второй половине XVIII в., сначала в семьях крестьян - однодворцев Фатежского, Старооскольского, Щигровского и Суджанского уездов, а затем и в среде курского городского мещанства.
   Изначально курские ковры — гладкие, шерстяные, но в отдельных ковроткацких мастерских изготавливались и ворсовые.
   Для изготовления использовались шерстяные нити и толстая льняная пряжа.
   Рисунки на коврах были самые разнообразные. Простые ковры, так называемые «мужицкие», составлялись по одному типу: разноцветные клеточки или, что значительно реже, с двуглавыми орлами или драконами. Для более дорогих «господских» ковров местные мастерицы добывали рисунки из столичных журналов («Нива», «Модный свет» и др.) и специально ездили в Курск, Ливны (Орловская губерния), где разыскивали узоры на базарах.
   Со временем ковроткачество превратилось в доходный промысел и получило распространение по всей губернии. В частности в Курском уезде ковры ткали почти в каждом селении. Некоторые крестьянские семьи держали у себя на дворе по 30-40 овец для получения тонкорунной шерсти. На изготовление одного ковра шло примерно до трёх фунтов шерсти.
   В первой половине XIX в. возникают помещичьи ковроткацкие мастерские и производство ворсовых ковров в губернии становится массовым. Эти ковры имели характерный орнамент из пышных букетов и гирлянд садовых и полевых цветов на чёрном или цветном фоне.
   Наибольшей известностью в Курской губернии пользовались фабрики-ковродельни: кн. Изъединова в с. Никольском Фатежского уезда и А.А. Лутовикова в с. Ивановка Старооскольского уезда.
   На это же время пришёлся и расцвет ковроткачества в губернии, когда ковры в больших количествах сбывались на ежегодных ярмарках в Коренной пустыни, откуда расходились по всей Российской империи.
   Особенной популярностью пользовались ковры Ирины Петровны Долженковой (ум. в 1897) и Аграфены Анпилоговой из д. Прилепы Фатежского уезда, получившей за свои ковры премию на выставке сельских произведений в 1851 г. Её дочери Анна Алексеевна и Варвара Алексеевна Анпилоговы выставляли свои ковры на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г., где ковры Анны Алексеевны получили серебряную медаль. В дипломах было отмечено, что ковры «... чистой и ровной работы, отличаются качеством материала, яркостью и сочетанием красок и изяществом рисунка».
   Во время 1-й мировой войны (1914-1918) ковроткачество в Курской губернии практически прекратилось.
   В 1917 г. после Октябрьской революции всех кустарей-одиночек объединили в артели.
   В 1937 г. ковры суджанской артели экспонировались на Всемирной Парижской выставке, а через год — на Нью-Йоркской.
   В октябре 1941 г. накануне немецкой оккупации Суджи (в период Великой Отечественной войны), рабочие ковроткаческой артели разобрали станки, а их детали, как и нитки для ковров, попрятали по домам.
   5 марта 1942 г., спустя 2 дня после освобождения Суджи от немецких оккупантов, ковроткаческая артель снова приступила к работе.
   В 1962 г. на базе артели образована специализированная Суджанская ковровоткаческая фабрика. Её производственные цеха имелись в 5-и районах Курской области.
   Иногда Суджанская фабрика выпускала ограниченные тиражи продукции. Например, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина на изделии появился портрет вождя мирового пролетариата.
   Выполнялись и индивидуальные заказы.
   Санаторий в Трускавце ( Украина), заказал гобелен (односторонний безворсовый ковёр) с изображением свадьбы и 26-ю фигурами.
   Перед XVII съездом Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодёжи заказали гобелен для ЦК ВЛКСМ.
   6 ковров по 32 метра заказала гостиница «Россия» г. Москва.
   Для библиотеки имени Ленина г. Москва изготовлен ковёр с портретом русского первопечатника Ивана Фёдорова.
   Суджанские ковры украшали, холл министерства иностранных дел СССР, помещения посольств Югославии и Монголии в Москве.
   В годы перестройки (1985-1991) Суджанская фабрика сгорела, после чего отлаженное производство ковров было утрачено.
   В настоящее время (2008) специалистов по ковроткачеству начали готовить на отделении «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Суджанского музыкального училища с курсом обучения, рассчитанным на 4 года в количестве от 2 до 5 человек в год.
   Ковры XIX в. изготовленные в Судже и поныне (2013) хранятся в Суджанском краеведческом музее.

   В июне 1952 г. в г. Дмитриеве Курской области. под руководством суджанской мастерицы ковроткачества Ольги Филипповны Воскобойниковой организован ковровый цех с количеством работающих 28 человек. Каждый месяц цех в Дмитриеве изготавливал 15-20 ворсовых ковров и отправлял их в областное управление «Текстильшвейпромсоюза» для реализации.
   В 1954 г. в Дмитриевский ковровый цех поступил заказ из ковровой лаборатории Московского научно-исследовательского института художественной промышленности на изготовление гобелена. Изготовить ковёр по гобеленной техники предстояло дмитриевским мастерам впервые.
   Для обучения из Москвы приехала инструктор E.Е. Юсупова. Через полтора месяца ковёр, на котором изображён сбор яблок (по рисунку художника И. Викулова) был готов.
   Вскоре последовал новый заказ на изготовление гобелена «Навеки вместе», в честь З00-летия воссоединения Украины с Россией.
   Его изготовлением занимались мастерицы: В. Жигарева, А. Селезнева, Н. Максакова, К. Чебышева, Н. Богатырева, 3. Хромычкина, M. Пузанова В. Обоянская. Рисунок ковра создали художники П.А. Сташков и А.А. Седякин.
   В апреле 1955 г. ковёр размером 7,5 квадратных метров в золотисто-красной гамме изготовлен. На нём изображены фигуры двух женщин в русском и украинском национальных костюмах, стоящих в арке, которую образует пышная гирлянда из цветов и фруктов. Гирлянды перевиты алой лентой. На левой стороне, на витках ленты написано: «Союз нерушимый республик свободных...», на правой: «...сплотила навеки Великая Русь».
   Ковёр преподнесли в дар Украинской ССР.
   Почтовая открытка с изображением гобелена «Навеки вместе» вышла в Советском Союзе тиражом 5 тысяч экземпляров.
   В 1956 r. по заказу Дмитриевского музея копию гобелена «Навеки вместе» изготовили ковровщицы Дмитриевского цеха: А. Селезнева, Н. Максакова, М. Мамонтова, П. Лущенко. Этот ковёр и поныне (2014) можно увидеть в музее.
   В 1958 г. ковры Дмитриевского цеха демонстрировались на всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия).
   В 1979 г. по эскизам В.М. Филатова изготовлены ковры-сувениры «Герб города Дмитриева» и «Дмитриев-Звездный», которые вручили лётчику-космонавту П.И. Климуку делегаты Дмитриевского района на встрече в Звёздном городке. Сейчас эти ковры хранятся в музее Звёздного.
   По государственному заказу изготавливались гобелены:
   «Тимоня» санаторий Марьино,
   «Беседка» музей А.С. Пушкина,
   «балет СССР»,
   «Ракета» Московский музей художественно-прикладного искусства,
   в Колонный зал Дома Союзов,
   серия из семи ковров «Кубанские казаки» по мотивам произведений M.А. Шолохова,
   ряд ковров для гостиницы «Россия»,
   «Битва на Чудском озере»,
   «Полтавская битва» и др.
   Дмитриевские мастера изготавливали ковры и гобелены по заказам в Югославию, Болгарию, Румынию, Финляндию и др. страны.
   В Дмитриевском ковровом цехе работали маститые художники и студенты-дипломники Московского высшего художественно-промышленного училища (ныне - Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова).
   В начале 1990-х гг. Дмитриевский ковровый цех, как и Суджанская ковровоткаческая фабрика прекратил свое существование.
   В 2007 г. директор Дмитриевского районного дома культуры (РДК) С.В. Шаталов выиграл грант губернатора Курской области в размере 250 тыс. руб. на возрождение ковроткачества. Изготовлены три станка, отремонтирован один из кабинетов, закупили шерсть, и осенью того же года двое мастериц М.В. Шаталова и А.В. Изотова вновь приступили к работе.
   В 2008 г. в районном доме культуры открыт отдел «Традиционного народного творчества», где можно увидеть ковры работы дмитриевских мастеров.

   Ист.:
   Е. Г. Яковлева. Курские ковры. КОИЗ, М., 1955;
   Г. А. Бетехтин, Л. К. Зубова и др. Технология ковроделия РСФСР, М., 1955;
   О. Саницкая. Суджанские ковры видел Нью-Йорк.
   Газета «Друг для друга» от 25 марта 2008. Курск.
   А. Шаталов. Открытый музей 2013/№2 (4) Курский альманах истории и культуры.

На главную страницу