КАРТИНГ — технический вид спорта, автомобильные гонки на картах — разновидности гоночных автомобилей (см. илл. к статье " Автомобиль").
   Гонки проводятся на специальных треках — картодромах.
   Предположительно, картинг придумали американские авиационные техники во время Второй мировой войны. На тележки для подвоза авиабомб устанавливали карбюраторные двигатели от переносных электростанци и устраивали на них гонки по лётному полю.
   В 1956 г. на автогонках в Помоне (США) представили публике несложный карт калифорнийцы — механик гоночных автомобилей Артур Инглс и автолюбитель Луис Борелли, которые позднее основали первую фирму по производству картов.
   В 1957 г. Б. Роулс, Д. Ливингстон и Р. Десброу создают компанию «Go-Kart Company».
   В мае 1960 г. Международная федерация автоспорта официально признала картинг видом автоспорта. В Великобритании уже насчитывается свыше 100 фирм, занимающихся производством картов и комплектующих. Тогда же начинает издаваться журнал «Karting».
   В 1960 г. в СССР, в Курске построили первый карт (детский) в экспериментальной лаборатории микроавтомобилей городского Дома пионеров (ныне Дворец пионеров) под руководством выпускника Харьковского автомобильно-дорожного института Л. С. Кононова, который стал основателем юношеского картинга в СССР.
   Простая конструкция позволяла собрать карт из доступных деталей. Картинг стал массовым видом молодёжного автоспорта.
   К моменту распада СССР им занимались более 130 тысяч человек в 5 тысячах секций при школах, Дворцах пионеров и Станциях юных техников.
   В Курске, картинг-клубы кроме Дома пионеров были при домах культуры: з-да РТИ (резиново-технических изделий), з-да КЗТЗ (тракторных запасных частей), Железнодорожников и в г. Железногорске.
   Первые карты представляли, выполненную из труб раму с установленным на ней двигателем от мопеда, мотоцикла или мотороллера, колёсами от мотороллеров, вертолётов или самолётов и цепной передачей. Федерация автомобильного спорта СССР утвердила «Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа «Карт». Через несколько лет карты стали строить в Таллине, в Одессе, Ленинграде и в др. городах СССР.
   На базе курского Дома пионеров существовал «Пионерский завод микролитражных автомобилей», где изготавливались карты.
   В 1962 г. создана Международная комиссия по картингу при Международной федерации автоспорта (CIK FIA).
   Летом 1963 г. в Курске состоялся первый чемпионат юных картингистов СССР. Соревнования проходили на Привокзальной площади.
   В 1964 г. в Риме проводился первый чемпионат мира по картингу с двигателями объёмом 100 см3 (картинг стал вторым видом автоспорта, по которому проводится чемпионат мира, после «Формулы-1»).
   В 1965 г. прошли первые международные соревнования по картингу — «Хрустальный кубок» среди социалистических стран.
   В 1967 Г. курский Дворец пионеров приступил к строительству картодрома в Курске. Схему трассы обнаружили на рабочем кульмане Л. С. Кононова уже после его смерти.
   Директор Дворца пионеров М.А. Немежанский обратился в Курский облисполком с письмом, в котором содержалась просьба выделить для строительства земельный участок. Руководство области поддержало инициативу. Такой участок выделили у северного въезда в город. Оформлением проектной документации, занимался институт «Курскгражданпроект».
   Картодром построили в течении в одного календарного года и он стал первым картодром в СССР. Длина его составила около 1200 метров, а ширина от 980 до 1000 метров.
   В 1975 г. курский картодром вошел в десятку лучших автомобильных полей Европы того времени, что засвидетельствовано в изданном Европейском Атласе спортивных сооружений.
   В семидесятые годы курская школа картинга была лучшей в СССР, основной костяк сборной команды страны по картингу (6 из 8 человек) всегда составляли куряне.
   В июле 1972 г. в Курске прошли Вторые Всесоюзные соревнования по картингу на приз газеты «Пионерская правда». Первое место заняла команда Курского Дворца пионеров.
   В августе 1977 г. на картодроме латвийского г. Смилтене команда спортивно-технического клуба Курской области завоевала первое место и стала чемпионом СССР.
   Среди курских картингистов наиболее известны:
   Владимир Трубников — мастер спорта;
   Николай Гончаров — чемпион СССР;
   Михаил Тодоров — чемпион и призёр зимнего картинга;
   Наталья Тодорова — чемпионка в первенстве СССР в классе "Пионер";
   братья Владимир и Вадим Калачёвы — чемпионы России и др.
   Всего восемь чемпионов СССР и десять — России.
   В 1981 г. в СССР проведены показательные соревнования картов с электрическими двигателями.
   Карт, ввиду его небольшой массы, часто применялся для установки рекордов скорости на машинах с малым объёмом двигателя, а также для экспериментов с необычными силовыми установками.
   Известно несколько попыток установить на карт реактивный двигатель, наибольшая зафиксированная скорость — 407 км/ч. Немецкий физик и энергетик Лайнг построил карт с паровым двигателем для демонстрации того, насколько компактной и надёжной может быть такая силовая установка.
   В 1998 г. по инициативе администрации в Курске создана специализированная детско-юношеская школа картинга (впоследствии ДЮЦ «Картинг») на базе клуба «Строитель» по ул. Литовской. Здесь занимаются более 300 учащихся (2013). Рядом построена тренировочная трасса, где можно совершенствовать навыки вождения.
   В 2009 г. Курский картодром доработан с учетом специфики новых для России видов спорта, таких как "Супермото". К асфальтовому кольцу пристроен специализированный грунтовый участок в два трамплина протяженностью около 200 метров.
   Картодром стал удовлетворять требованиям европейского регламента "Супермото" и 5-7 июня (2009) состоялся II этап розыгрыша Кубка России по супермото, розыгрыш Кубка России по минимото, кубка Мотоциклетной федерации России по шоссейно-кольцевым гонкам на скутерах и гонки на спортбайках, именуемые региональная гоночная серия MOTUL M1-Grand Prix 2009 г.

На главную страницу