ДЕЙНЕКА, Александр Александрович [8(20).V. 1899 – 12.VI. 1969] — живописец, график, скульптор, действительный член Академии художеств СССР (с 1947), член-корреспондент Академии искусств ГДР, народный художник СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1969).
   Родился в г. Курске в семье железнодорожника.
   Учился в Курском железнодорожном училище.
   С 14 лет посещал небольшую изостудию, организованную местными художниками, где преподавал живопись М. Н. Якименко-Забуга.
   Осенью 1915 г. поступает в Харьковское художественное училище, после окончания которого в 1918 г. возвращается в Курск, работает фотографом в уголовном розыске, руководит секцией изобразительных искусств в Губернском наробразе, оформляет агитпоезда.
   Два года служит в Красной Армии, делает плакаты для Курского отделения «Окна РОСТА».
   В 1920 г. Дейнека поступает на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) для продолжения образования.
   В 1920-е гг. ВХУТЕМАС был школой нового типа: в основе его программы лежала идея синтеза искусства и техники, творчества и мастерства, идея воспитания разносторонне подготовленного художника.
   В 1921 г. Дейнека вместе с художником К. М. Казанским работают над оформлением спектаклей Курского «ТЕРЕВСАТа» (театра революционной сатиры).
   В 1925 г. он становится членом-учредителем Общества художников станковистов (ОСТ, 1925—1928). Преподаёт в Москве, во Вхутеине (1928—1930), в Московском полиграфическом ин-те (1928—1934), в Московском художественном ин-те им. В. И. Сурикова(1934—1946, 1957—1963), в Московском ин-те декоративно-прикладного искусства (1945—1953, до 1948 — директор), в Московском архитектурном ин-те (1953—1957).
   Формирование художественной манеры Дейнеки произошло, в основном, во время учёбы в мастерских ВХУТЕМАСа, где на него оказало влияния, литературное и художественное творчество Владимира Маяковского, который был частым гостем в мастерских, и искусство Ф. Ходлера - художника второй волны экспрессионизма, футуризма и конструктивизма.
   Техницированные виды искусства — кино и фотография — также способствовали становлению изобразительного языка Дейнеки. Начиная со своих ранних работ, он обращается к темам современности, в которой его привлекают динамика, быстрый ритм жизни («Текстильщицы», 1927, «Бег», 1930 и др.).
   Сцены труда и отдыха и в особенности, спортивные сюжеты давали Дейнеке возможность воплотить свои утопические представления о гармоничном человеке в прекрасном мире.
   Идеал спортивного подтянутого человека сформулирован урбанистическим крылом ОСТа. В таком человеке выразились не только эстетические, но и этические взгляды и психология вхутемасовской молодежи.
   Лучшие произведения в спортивном жанре созданы мастером в 1930–1934: «Лыжники» (1931, Гос. Третьяковская галерея), «Футболист» (1931, Курская областная картинная галерея), «Игра в мяч» (1932, Гос. Третьяковская галерея), «Бег» (1933, Гос. Русский музей, СПб), «Вратарь» (1934, Гос. Третьяковская галерея) и др.
   Спортивным сюжетам в творчестве Дейнеки не уступает тема авиации.
   Она находит воплощение в журнальной графике, в детских книжках-картинках («В облаках», ГИЗ, 1930), в иллюстрациях к книге Г. Байдукова «Через полюс в Америку» (1938), к книге Мазурука «Воздушный флот» (1939) и в живописи («Будущие летчики», 1937, Гос. Третьяковская галерея, «Никитка — первый русский летун», 1940, Гос. Третьяковская галерея, «Сбитый ас», 1943, Гос. Третьяковская галерея).
   Дейнека создал полотна, проникнутые суровой героикой, драматические военные пейзажи, жизнерадостные картины советского быта, исполнил ряд станковых рисунков, акварелей, плакатов и иллюстраций.
   Много работал как монументалист (мозаичные плафоны для станций Московского метрополитена «Маяковская», 1938, «Новокузнецкая», 1943, и др.).
   В 1964 г. за серию мозаик «Хорошее утро», «Хоккеисты», «Доярка», «Красногвардеец» получил Ленинскую премию.
   Скульптурные работы Дейнеки посвящены главным образом темам спорта («Стометровка», 1947 и др.).
   Анри Матисс (выдающийся французский художник) называл Дейнеку самым талантливым из советских художников «...ушедшим вперед в своем художественном развитии».

   Объектом живописи Дейнеки неоднократно становился Курск и его окрестности, река Тускарь, курские сельские пейзажи.
   Результатом поездки в Курск осенью 1933 г. стал цикл работ «Сухие листья» (10 картин). Дейнека посещал Курск и позже — в 1950-х и в 1960-х гг.

   Скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

   Награды: орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медалями СССР, большая золотая медаль (Париж, 1937), Гран-при Нью-Йоркской Международной выставки (1939), золотая медаль Всемирной выставки (Брюссель, 1958), золотая медаль АХ СССР (1961), Ленинская премия (1964).

   В 1969 г. имя Дейнеки присвоено, Курской областной картинной галерее, в которой хранится свыше 1200 полотен, мозаик, скульптур, акварелей, гуашей, рисунков и театральных эскизов его работы, городской школе № 27.
   4 июня 1976 г. его имя стала носить улица в Промышленном р-не Курска (КЗТЗ).
   В 1999 г. установлен бюст художника в городской детской художественной школе № 2 и общеобразовательной школе № 27.

   12 октября 2015 г. на лондонском аукционе MacDougall's «Советское и постсоветское искусство» картина Дейнеки, из частной коллекции, «За занавеской» продана за 3,5 млн долларов.
   29 ноября 2017 г. на том же аукционе картина Дейнеки «Герои первой пятилетки» продана за 3,78 миллиона долларов.
   Покупка картин свидетельствует о росте интереса к работам художника.

   Ист.: Александр Дейнека. Живопись, графика, скульптура, мозаика. Составитель и автор вступ. статьи — В. П. Сысоев. Изд-во «Аврора» Л. 1982.

На главную страницу