АЭРОКЛУБ — форма организации юных любителей авиации, желающих получить необходимые навыки в области парашютного, планерного и др. видов авиационного спорта.
   В Курске аэроклуб создан и развернул свою деятельность в 1936 г. (1967-1991 — Курский учебный авиационный центр).
   Его образованию предшествовала четырехлетняя работа парашютно-планерной станции, девизом которой стал провозглашенный на IX съезде ВЛКСМ крылатый призыв «Комсомолец — на самолет!».
   14 декабря 1936 г. состоялся первый выпуск парашютистов и планеристов.
   Первым начальником Курского аэроклуба стал капитан Богатырь, переведенный на эту должность из Харькова.
   Становление Курского аэроклуба в первые годы его существования осложнилось политическим репрессиями. Жертвами их стало и руководство Курского аэроклуба.
   В июле 1937 г. репрессированы и погибли комиссар аэроклуба Грейсер и капитан Богатырь.
   Несмотря на это, к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) аэроклубом организована массовая подготовка авиационных специалистов, в первую очередь — летчиков и парашютистов. Открылось новое отделение по подготовке авиационных механиков, и успешно действовал (с 1938 по 1941) Шебекинский филиал.
   Значительно укрепилась материально-техническая база.
   Объем подготовки курсантского состава увеличился до 250 человек.
   Личный состав Курского аэроклуба регулярно участвовал в городских общественно-политических мероприятиях и праздниках. Воспитанники устраивали авиационные парады, показательные парашютные прыжки.
   В предвоенный период аэроклубом произведено четыре выпуска спортсменов-летчиков, подготовлено значительное число авиамехаников, планеристов и парашютистов.
   В эти годы учебные классы аэроклуба находились в здании по ул. Колхозная, 11. При аэроклубе имелись мастерские и более 16 учебно-тренировочных самолетов, значительное количество парашютов, в городском парке существовала парашютная вышка.
   Значительные успехи и высокие показатели в работе Курского аэроклуба дали основание для образования на его базе в 1940—1941 гг. Курской специальной летной школы ВВС РККА.
   Потребность ВВС в квалифицированных авиационных специалистах в значительной степени отразилась на масштабах деятельности аэроклуба в этот период.
   В 1940 г. объем подготовки летного состава увеличился почти втрое. Если в 1939 г. выпущено 250 курсантов, то в 1940 г. уже более 700.
   На аэродроме аэроклуба, располагавшемся тогда на месте современного Северо-Западного микрорайона, шла интенсивная концентрация авиатехники. Собрано более ста самолетов, среди которых были ПО-2, УТ-1, И-16.
   Весной 1941 г. из Москвы прибыл начальник 7-й лётной школы Александр Пархоменко — сын легендарного героя гражданской войны.
   С началом Великой Отечественной войны в лётной школе шла напряженная работа. Ее штаб располагался в центре города на Красной площади, д. 6, а на ул. Колхозной, 11 оборудованы учебные классы. Энергично велась лётная подготовка на аэродроме.
   С началом налетов фашистской авиации на Курск учебные полеты были прекращены.
   В связи с продвижением фашистских войск к Курску в октябре 1941 г. лётная школа ВВС эвакуирована в г. Кинель-Черкассы, Куйбышевской области, где летно-инструкторский состав осуществил выпуск 100 курсантов, прибывших из Курска.
   К началу зимы 1941/1942 летная школа преобразована в авиационную дивизию ближних ночных бомбардировщиков. Тяжелая обстановка, сложившаяся на советско-германском фронте к концу 1941, требовала усиления наших войск боевой техникой и в первую очередь, боевой авиацией.
   641-й и 635-й ночные легкие бомбардировочные авиаполки, дивизии, сформированные из летно-технического штата аэроклуба, отправлены на Калининский фронт и сыграли немаловажную роль в начальном периоде ВОВ.
   В ходе боев мужество и отвагу проявили многие воспитанники аэроклуба; пять из них стали Героями Советского Союза: Виктор Ильич Александрюк, Александр Климентьевич Еремин, Николай Иванович Леонов, Михаил Петрович Ренц, Сергей Васильевич Сыромятников; дважды удостоен этого звания Андрей Егорович Боровых.
   Возобновил свою деятельность аэроклуб после окончания войны в Курске с 1947 г.
   Возглавил его бывший командир 567-го Берлинского штурмового авиаполка Борис Карпович Свирс.
   Его преемниками на этом посту стали Герой Советского Союза Г. В. Денисенко, Г. Ф. Бабенко, А. И. Кислица, А. Н. Костарев, В. Ф. Афиногенов.
   Как и в довоенные годы, выпускники аэроклуба поступали в военные авиационные училища, пополняли ряды воздушно-десантных войск.
   Среди тех, кто отдавал все силы и опыт обучению молодых авиаторов, — летчики-инструкторы И. И. Устюгов, П. В. Бирюков, А. В. Мищенко и др.
   Благодаря их усилиям немало спортсменов-курян добились высоких результатов на различных соревнованиях.
   Алексей Шилов и Клавдия Дьякова установили четыре Всесоюзных рекорда на дальность и продолжительность полета.
   Значительных успехов добились парашютисты: Евгению Бабкину, Гавриилу Арепьеву и Василию Берлизеву принадлежат три мировых и четыре Всесоюзных рекорда.
   Прославили Курскую область братья Пахомовы, Анатолий Звягинцев, Сергей Пономаренко, Валерий Хранцев, Николай Соколов. Они установили четыре мировых рекорда в групповых прыжках на точность приземления.
   Более 20 лет велась подготовка молодежи на реактивных самолетах Л-29. Подтверждая высокое летное мастерство, воспитанники аэроклуба завоевали на зональных и Всесоюзных соревнованиях 15 золотых, 14 серебряных и 14 бронзовых медалей.
   Лучших результатов добились дважды абсолютные чемпионы страны по самолетному спорту Анатолий Чуев и Вадим Целебровский.
   Команда курян не раз была победителем зональных соревнований и первенств ДОСААФ.
   Лётчики Евгений Васюков, Анатолий Калашников и Валерий Ковалев, которые входили в состав сборной команды ДОСААФ СССР.
   В 1986 г. на счету аэроклуба числилось 52 подготовленных мастера спорта.
   В 1965 г. Курский аэроклуб окончил А. В. Руцкой, который в небе Афганистана совершил более 400 боевых вылетов, награжден многими боевыми наградами.
   Долгое время на базе Курского областного аэроклуба действовал Всесоюзный центр переподготовки летного состава, где летчики-офицеры запаса восстанавливали и поддерживали навыки пилотирования реактивной авиатехники.
   В 1981 г. Курский аэроклуб оказывал помощь в летной подготовке инженеров-испытателей летно-испытательной службы отряда летчиков-космонавтов СССР.
   В Курском УАЦ прошли летную подготовку четверо летчиков-космонавтов: заслуженный летчик СССР, выпускник Курского аэроклуба 1954 г. Волк И.П., Манаров М.Х., Баландин А.Н., Лавейкин А.И.
   6 июля 1986 г. распоряжением Совета Министров РСФСР Курскому аэроклубу присвоено имя С. В. Сыромятникова.
   В 2006 г. Курский областной аэроклуб ОСТО (Общества содействия труду и обороне) располагает мощной, современной учебной и материально-технической базой; в его распоряжении находится отдельное здание (ул. Сумская, 5) и аэродром «Курск-Южный» (пос. Рышково).
   В 2010 г. Курский аэроклуб возглавил и стал капитаном курской команды по парашютному спорту И.В. Долженков. Команда под его руководством стала одной из сильнейших в России. Сам И.В. Долженков является неоднократным чемпионом страны на точность приземления и в групповых упражнениях.

   А.Т. Кузяев

На главную страницу