ЖИЛИН, Алексей Дмитриевич (1767 – 1848) — композитор. Выходец из курских дворян, в раннем детстве потерял зрение. Получил домашнее музыкальное образование. Природная одаренность позволила ему овладеть не только фортепиано, но и скрипкой, виолончелью, гитарой. Первую известность Ж. приобрел, став преподавателем музыки в Императорском институте слепых-тружеников, открытом в Санкт-Петербурге в 1807. Ж. организовал институтский оркестр, воспитал в институте несколько отличных музыкантов. Для своих учеников он сочинил «Гимн слепых», бессменно исполнявшийся здесь в течение нескольких десятилетий. Во время Отечественной войны 1812 года Ж. часто выступал перед столичной публикой. Искренне сочувствуя тяжелому жребию инвалидов войны, он жертвует в их пользу гонорар за продажу 12 экз. своего сборника фортепианных пьес. В 1814 Ж. издает серию романсов элегического склада, объединенных в сборнике под общим наименованием «Эрато». 2 января 1815 Ж. дает авторский концерт фортепианной музыки в Петербурге, через два года повторяет его в Москве. Большое место в творчестве Ж. занимают фортепианные сочинения: увертюра для оркестра, фантазия «Невское гулянье», адажио и рондо. Постепенно он становится настолько модным, что его музыку можно услышать в домах любителей, в концертах и театральных постановках. Среди сочинений выделяются романсы «Велизарий», «Полно льститься мне слезами», «Ладьею легкой управляя» и др.
   В 1820 обосновывается у себя на родине — в с. Володимирове Курской губернии (ныне — с. Владимировка Пристенского р-на Курской области), в имении, полученном после смерти отца. В начале 1830-х Ж. уезжает из Курска навсегда. В 1831 он попал в Одессу, устроил там свой концерт, участвуя в нем в качестве дирижера, пианиста и певца собственных сочинений. После Одессы приехал в Москву и остался здесь до конца своих дней. 2 апреля 1837 он дал последний концерт в зале Благородного собрания, но, видимо, без особого успеха. Иногда ему удавалось устраивать свои концерты в домах богатых меломанов. Последние годы жизни Ж. провел в нужде.
   В историю отечественной музыки Ж. вошел как один из первых мастеров русской вокальной и инструментальной лирики. Автор сентиментальных романсов, Ж. является провозвестником нового периода, представителями которого стали Гурилев, Варламов, Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский.

   И. Ю. Татарская

На главную страницу