ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной тяги. Железнодорожный транспорт возник во 2-й четверти 19 в. в связи с развитием крупной промышленности.
   В 1825 г. в Англии была введена в действие первая железная дорога общего назначения «Стоктон — Дарлингтон» протяженностью 21 км, по которой вагоны передвигались с помощью локомотива на паровой тяге — паровоза.
   В 1837 г. была построена и открыта для движения первая Российская железная дорога общего назначения между Петербургом и Павловском, протяжённостью 27 км.
   В 1851 г. заработала железная дорога большого протяжения «Петербург — Москва» (около 650 км).
   В 1864 г. было начато строительство железной дороги «Москва — Курск».
   17 сентября 1868 г. дорога была введена в эксплуатацию. Строительство железной дороги осуществлялось под руководством инженера В. С. Семичева. Протяженность её составляла 502,25 версты (536,8 км).
   25 апреля 1869 г. было открыто движение от Курска до Белгорода.
   В июле 1869 г. — до Харькова.
   24 декабря 1866 г. было основано акционерное «Общество Курско-Киевской ж.-д.» (с мая 1891 — «Общество Киево-Воронежской ж. д.»), которое занималось строительством железных дорог на территории Курской губернии.
   13 апреля 1891 г. Кабинетом Министров России было принято решение о продолжении строительства Курско-Киевской железной дороги от Курска до Воронежа. В соответствии с этим решением Обществом Киево-Воронежской ж. д. была построена и в июне 1893 г. вступила в строй железная дорога «Курск — Кшень», а 14 июля 1894 г. — «Кшень — Воронеж».
   В 1895 г. открылось движение по железной дороге «Курск — Льгов», протянувшейся впоследствии на Украину до Киева.

   В 2004 г. сеть железных дорог Курской области была представлена:
   четырьмя железнодорожными магистралями, пересекающими Курскую область с севера на юг,
   - «Москва — Курск — Харьков» (по территории Курской области — от ст. Поныри до ст. Ржава, 146 км),
   - «Санкт-Петербург — Арбузово — Льгов — Харьков» (по территории Курской области — от ст. Дерюгино до ст. Рулитино, 190 км),
   - «Москва — Касторная — Луганск» (по территории Курской области — от ст. Прокуророво до ст. Роговое, 70 км),
   - «Орша — Унеча — Ворожба» (по территории Курской области — от ст. Локоть до ст. Теткино, 64 км);
   магистралью, пересекающей Курскую область с запада на восток,
   - «Киев — Льгов — Курск — Касторная — Воронеж» (по территории Курской области — от ст. Глушково до ст. Благодатенский, около 350 км),
   магистралью,
   - «Орел — Арбузово — Льгов» (по территории Курской области — от ст. Курбакинская до ст. Льгов, 122 км).
   По густоте железных дорог (в км на 1000 кв. км площади) Курская область занимает одно из первых мест в России.
   Перевозка пассажиров из Курска в Москву осуществляется фирменным поездом " Соловей".

   Вплоть до середины 20 в. единственным видом локомотивов железнодорожного транспорта являлись паровозы.
   В 1950-е гг. начался переход на тепловозную и электротягу.
   В 1959 г. был электрифицирован участок Московской железной дороги от Орла до Курска.
   В 1960 г. — участок Южной железной дороги (ныне Юго-Восточной) от Курска до Белгорода.
   Паровозы стали достоянием истории техники. В частности, паровоз серии ФД, установленный в 1982 г. в «Музее железнодорожного транспорта» на Рижском вокзале Москвы, принадлежал локомотивному депо ст. Льгов. Возле локомотивного депо ст. Курск, на постамент был установлен паровоз серии ЭУ.

   В 2014 г. закончена модернизация линии Москва — Курск — Прохоровка (Белгородская область) для организации скоростного движения (160—200 км/ч) между Москвой и черноморскими курортами. На линии Москва - Курск стал курсировать скоростной поезд "Ласточка".

На главную страницу