ЗАДЕРАЦКИЙ, Всеволод Петрович (21.XII.1891 — 1.II.1953) — русский и украинский композитор и пианист. Родился в семье инженера Львовско-Ровенской железной дороги, в г. Ровно.
   В 1897 г. семья переехала в Курск, проживали на ул. Кондыревской, 12 (ныне Димитрова). Здесь Задерацкий пошел в школу. Увлекался музыкой, играл на пианино. Поступил в Музыкальные классы Курского отделения Российского Музыкального Ощества. А. М. Абазы. Там его заметили и способствовали раскрытию таланта. В Музыкальных классах он познакомился со своей будущей женой - Натальей Пасечник.
   В 1910 г. по окончании школы приехал в Москву, где поступил в консерваторию. Одновременно изучал композицию (у С. Танеева и М. Ипполитова-Иванова), фортепиано (у Г. Пахульского) и дирижирование (у А. Орлова). Параллельно окончил юридический факультет Московского университета.
   В 1915 - 1916 гг. был учителем музыки в царской семье, где обучал музыке цесаревича Алексея.
   В 1916 г. по окончании университета был призван в действующую армию — офицер. Участвует в Первой мировой войне.
   В 1918—1920 гг. воевал в Добровольческой армии Деникина. Попадает в плен к красным, которые собираются его расстрелять. Находясь на территории экспроприированного большевиками особняка, в отчаянии всю ночь играет на рояле. Его игру слышит Ф. Дзержинский и выдаёт музыканту охранную грамоту, где пишет, буквально, следующее : "Сохранить жизнь, определить место жительства". Его сослали в Рязань.
   С середины 1920-х гг. начал выступать как пианист, дал множество сольных концертов, выступал вместе с известным басом Григорием Пироговым.
   В 1926 г. был арестован органами ВЧК как бывший белогвардеец и заключен в рязанскую тюрьму. Всё написанное композитором до этого времени было уничтожено во время ареста. Пытался окончить жизнь самоибийством. Через два года его отпустили.
   В 1929 г. получил разрешение жить и работать в Москве.
   С 1930 г. значился штатным композитором Всесоюзного радио, числился в творческом объединении АСМ (Ассоциация современной музыки, в 1932 было ликвидировано). В этот период были написаны опера «Кровь и уголь» (не сохранилась), симфония «Фундамент», циклы фортепианных миниатюр «Микробы лирики» (1928), «Тетрадь миниатюр» (1929), «Фарфоровые чашки» (1932), Лирическая симфониетта (1932), вокальный цикл для баса «Гротеск Ильи Сельвинского» (1931). Подвергался критике за формализм.
   В 1934 г. был выслан в Ярославль, заочно учился в ГИТИСе. Написал три «Симфонических плаката», оперу «Валенсианская вдова» (по Лопе де Вега), две камерные симфонии, 24 прелюдии (1933—1934), 24 прелюдии и фуги (1937), множество вокальных сочинений, среди которых — цикл «De profundis».
   В 1937 г. арестован в Ярославле по обвинению "распостранение фашистской музыки", заключен в тюрьму, получил 6 лет лагерей без права переписки.
   В июле 1939 г. освобождён из СевВостЛага (СВИТЛ) в связи с закрытием дела. В лагере сумел написать одно из самых значительных своих произведений - "24 прелюдии и фуг для фортепиано".
   В феврале 1940 г. вернулся в Ярославль.
   В начале Великой Отечественной войны (1941-1945) эвакуировался с семьёй в город Мерке (Казахстан), потом — в Краснодар. Теме войны посвящены оратория «Зоя» (по поэме М. Алигер), вокальный цикл «Поэма о русском солдате» (по А. Твардовскому), сборник песен «Дыхание войны», фортепианная сюита «Фронт» (1944), другие сочинения.
   С 1945 г. жил в Житомире.
   В 1946 г. снова вернулся в Ярославль. Был делегатом первого Съезда советских композиторов (1948).
   С 1949 г. жил во Львове (Украина). Был принят в консерваторию преподавателем фортепиано, камерного ансамбля и истории фортепианного исполнительства. В это время он впервые попытался сделать свои сочинения «исполняемыми» посредством корректив музыкального языка. Он сочинил два фортепианных концерта для детей, которые в полной мере соответствовали поставленным партией требованиям народности, простоты и доступности. Второй концерт использовал даже в качестве тематического материала исключительно украинские, русские и белорусские народные песни. Руководство украинского Союза композиторов похвалило это произведение и рекомендовало его для концерта Союза в Киеве. Но еще до премьерного исполнения этого сочинения в Львов из Москвы приехала комиссия центрального Союза композиторов, которой было поручено разоблачить формалистов в провинции. Задерацкий со своей «непростой» биографией казался идеальной жертвой, и его произведение подверглось уничтожающей критике.
   Умер Задерацкий и похоронен во Львове.

   В 1970-е гг. издательство «Музычна Украина» в Киеве опубликовало некоторые фортепианные сочинения, в том числе "24 прелюдии и фуг для фортепиано", 7 фуг, сонату №5 и три цикла конца 1920-х.
   В начале 1980-х гг. в ГДР в издательстве «Петерс» в Лейпциге, было издано собрание фортепианных произведений раннего советского авангарда, в том числе две пьесы Задерацкого.
   В 2003 г. музыкальная академия во Львове к 50-летию со дня смерти композитора начала издавать собрание его сочинений в восьми томах.
   В 2004 г. состоялась концертная премьера некоторых его произведений.
   В 2007 г. сочинение "24 прелюдии и фуг для фортепиано" было опубликовано в Москве.
   В 2009 г. в Органном зале Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки состоялись церемония передачи архива В.П. Задерацкого Музею им. Глинки и презентация CD диска - "Прелюдии. Шостакович. Задерацкий", выпущенного немецкой фирмой «Haenssler».
   В московском издательстве "Композитор" вышла книга о судьбе Задерацкого «Per aspera...» («Через тернии...»), ставшей «Книгой года » в рейтинге общероссийской газеты «Книжное обозрение».
   2 сентября 2015 г. в память о Задерацком, в Курске, на доме где он проживал, ул. Димитрова, была установлена памятная доска.

   Ист.: Nemtsov J. «Ich bin schon langst tot». Komponisten im Gulag: Vsevolod Zaderackij und Aleksandr Veprik//Osteuropa, 2007, № 6;
   Калужский М. Репрессированная музыка. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007;
   Задерацкий-младший, Потерявшаяся страница культуры. Музыкальная академия № 3. 2005.

На главную страницу