ВОРОБЬЁВКА (1-я Воробьёвка) - деревня Золотухинского района Курской области, в десяти километрах восточнее пос. Свобода. Известна погребальным курганом племён т. н. "катакомбной культуры" (конец III - начало II тысячелетия до нашей эры), исследованным ещё до Октябрьской революции проф. Д. Я. Самоквасовым. Макет кургана из В. и предметы, найденные в нём, выставлены в Историческом музее в Москве. Существует версия, что первоначальное название села (ранее - Щигровского уезда) происходит от первопоселенцев этих мест, служилых людей Воробьевых, живших еще в XVI веке. Позднее эти земли принадлежали князю Кантемиру, от наследников которого в конце XVIII века В. перешла помещику М. С. Кодрину. Судя по "Экономическим примечаниям" к плану Щигровского уезда, Тускарь уже в конце XVIII века делила В. на две части. Северная в настоящее время носит название 1-я Воробьёвка, а южная - 3-я Воробьёвка. В XIX веке 1-я Воробьевка называлась Воробьевка-Иртищева по имени владельцев Ртищевых, в отличие от др. В. Щигровского уезда, населенных к этому времени государственными крестьянами. Косвенные данные о том, что В. была приобретена Ртищевыми у Кодрина, содержатся в документах по ближайшему имению Озеровскому, на востоке от В., помещиками в котором были "Игнатьев и Кодрин, от коего имение дошло до Ртищевой" и к её сыну Захару Петровичу Ртищеву, затем его сестре Настасье Петровне Ртищевой, в замужестве Ширковой. У наследников Ширковых в 1877 имение в с. В. было приобретено А. А. Фетом и записано на имя его жены Марии Петровны Шеншиной-Фет. К приобретаемому имению Фет предъявлял следующие требования: "Имение должно быть в чернозёмной полосе, с лесом, рекою, каменной усадьбой и возможной близости от железной дороги". В. отвечала всем этим требованиям. Имение Ртищевых лежало по обе стороны реки Тускарь. На правом берегу, где Тускарь имеет сильный изгиб на север, расположились усадебные постройки с парком. Северной границей парка служила дорога в село Уколово, восточной - дорога в деревню Сухоребрик. Господский двор примыкал к этой дороге каменным флигелем. К востоку от дороги располагались деревянные постройки. Парк простирался к югу и западу от господского дома. К юго-востоку от усадьбы лежало сельцо В., состоящее из семидесяти двух дворов. Оно вытянулось в три ряда по направлению течения реки Тускарь. В излучинах реки находились заливные луга. К северу от деревни лежали гуменники и огороды, и, как бы по границам усадьбы, со всех сторон простирались пашни. Лесные угодья в имении составляли четвёртую часть пашенных земель. В восточной части В. имелся пруд. К юго-западу от имения протекала река Сухоребрик, впадающая в Тускарь. Сведения об усадьбе можно также почерпнуть из "Воспоминаний" Фета о приобретении В. Например, Фет говорит "о прекрасных каменных амбарах, тридцать лет не засыпавшихся зерном". На плане 1838 показаны деревянные хозяйственные постройки на этом месте. Так как усадьба была куплена в 1877, то датой постройки каменных амбаров следует считать 1838-1847. На плане 1838 показаны также кухня и флигель ртищевской усадьбы, о которых говорится в "Воспоминаниях". Всего от усадьбы Ртищевых к 1877 оставалось больше шести построек: "Оказалось, с открытием весны следует... перекрыть более полдюжины крыш железом на место сгнивших тесовых и соломенных..." Что касается господского дома, то при Ртищевых он представлял собой одноэтажное здание с антресолями, часть которых была занята мезонином, а часть чердаком без окон "высотой в три аршина". Жилых комнат в ртищевском доме было очень мало. Фет утверждал, что барский дом был построен Ртищевым в конце 18 в.: "Строивший усадьбу за сто лет назад помещик Ртищев не любил, чтобы у него ходили над головой, и поэтому занял верх над парадными комнатами чердаком...". На парковом, южном фасаде ртищевского дома существовал балкон, который был восстановлен заново. "Всюду предстояли безотлагательные поправки, начиная с каменной террасы, под балконом, чугунные плиты которой были покрыты грудой развалившихся каменных столбов... . Очищенный от обломков балкон получил прежний вид с новыми тумбами и прежними решётками". К документальным сведениям об усадьбе времен Ртищевых остается добавить еще несколько скудных сведений по интерьеру барского дома. Фет свидетельствовал о наличии в доме высоких парадных комнат "с прекрасными обоями", двойных рам в окнах, железной крыши, "превосходных полов" в парадных комнатах, каминных зеркал, выходящих в парадные комнаты. Обратимся теперь ко второму периоду строительства усадьбы - фетовскому, когда поэт приобрел В. и начал приспосабливать её для жилья в соответствии со своими вкусами. На первом этаже главного дома времени Фета располагались парадные комнаты - гостиная, столовая: жилые - кабинет поэта, спальня, комната жены поэта; а также сени и коридор, деливший здание на две половины - парадную и жилую. В гостиной, против выхода на террасу, помещался большой камин с зеркалом и бюстом бывшего владельца усадьбы Ртищева. Фет шутливо почитал его как "гения места" и покровителя. В стихотворном послании в его честь поэт отдает дань хозяйственным талантам вельможи:
   "Ты жил и пышно, и умно,
   Как подобало чистым барам.
   Упрочил ригой ты гумно,
   Восполнил дом и сад амбаром.
   ..........................................
   Твоих волос не знала пудра,
   Ты каждый складывал кирпич.
   И каждый гвоздь вбивал премудро".
   Автор просит высокого покровителя не сетовать на нового хозяина, входящего к нему "с болтливой лирой", так как вопреки расхожему мнению о "слепоте поэтов к ежедневным терниям", Фет-лирик не менее рачителен, чем Ртищев. Гостиная имела три выхода: в комнату, расположенную в юго-восточном углу здания, назовём её малой гостиной, и столовую на юго-западе, вход в которую был оформлен ионическими колоннами и панелями с зеркалами. Из столовой был выход в переднюю, а оттуда был выход, который в одном из писем Фет называет "буфетным крыльцом": "С буфетного крыльца был выход (к западу от дома) мимо снежной стены вышиною в пять аршин". Верхняя часть дома, которая при Ртищевых представляла собой мезонин и чердак, была полностью реконструирована, увеличена высота этажа, в результате чего появилось три новых комнаты. В южной части второго этажа, над гостиной, располагалась биллиардная, рядом с ней "верхний" кабинет поэта и ряд комнат для гостей. Обстановка для дома - мебель, посуда, кактусы - была привезена из Степановки. Отделочные материалы заказывались в Москве. Во втором этаже были использованы полы парадных комнат старого ртищевского дома. С наступлением весны в дом переносили растения из оранжереи. Фасады воробьёвского дома, выкрашенные в жёлтый цвет, украшали междуэтажные тяги, сандрики над окнами, карнизы. Кабинет А. А. Фета тоже сохранил, вероятно, такой же вид, как и при жизни поэта. Письменный стол, высокие стулья... На стенах в кабинете развешаны портреты: огромный портрет И. С. Тургенева с его собственноручной подписью, фотография Л. Н. Толстого, снятого еще в молодости, в офицерском мундире и несколько других предметов. Над главным входом в дом, с северной стороны, находился балкон, на который вела дверь с лучковым завершением. При жизни поэта северный фасад дома был увит густой зеленью, отмеченной в произведениях поэта: "Я рад, когда с земного лона, Весенней жажде соприсущ, К ограде каменной балкона С утра кудрявый лезет плющ..." Вьющиеся растения распределялись по стене так, чтобы над окнами образовались просветы в виде овалов, словно создатели этой декорации стремились возместить отсутствие таких архитектурных деталей, как розетки. При жизни поэта господский дом имел четыре выхода. До нас дошли боковые выходы из коридора, с восточной и западной сторон здания и главный - со двора. Выход на террасу, обращённую в парк, и сама терраса не сохранились. При перестройке здания Фет воспользовался сложившимся до него рациональным распределением комнат по назначению. Как правило, планировка всех господских домов в усадьбе основывалась на той разумной схеме, по которой жилые комнаты с кабинетом хозяина были обращены во двор, а парадные - для отдыха и приема гостей, открывались в парк, дабы, отрешившись от хозяйственных работ, можно было отдыхать и любоваться красотами природы. Среди прочих построек, доставшихся Фету от усадьбы Ртищевых, был каменный флигель с восточной стороны от главного дома. В течение нескольких лет флигель вновь и вновь ремонтировался и к весне 1889 был окончательно приведён в порядок и использовался для приема гостей. На одном из этюдов Я. Полонского изображён выкрашенный в жёлтый цвет флигель, к которому примыкает увитая зеленью беседка. Беседка не сохранилась, а флигель можно увидеть и сейчас, но в перестроенном виде. К западу от господского дома размещалась кухня, которая была разрушена в 1996. От бывшей деревянной кухни в настоящее время сохранились каменные подвалы со сводами. По сведениям старожилов, эта постройка была откуда-то привезена и поставлена на фундамент ранее существовавшей кухни. Возможно, это произошло в 1887, когда по приказу Фета были разобраны два обветшавших флигеля. В настоящее время имение поэта А. А. Фета, в котором поэт провёл последние годы своей жизни, признано памятником архитектуры республиканского значения 19 в. Сегодня усадебный парк является парком культуры и отдыха, а в центральной усадьбе имения располагается Воробьёвская школа, на втором этаже которой создана экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Фета. На фасаде школы две мемориальные доски с надписями "В этом доме с 1879 по 1892 годы жил русский поэт, певец родной природы Афанасий Афанасиевич Фет. 12 июля 1879 здесь гостил Лев Николаевич Толстой. В 1892 здесь бывал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский". Каждое лето в д. В. устраиваются Фетовские чтения.

   Е. В. Холодова

На главную страницу