УСПЕНСКИЙ, (наст. фамилия — Ольховиков) Николай Тимофеевич [22.V.(3.VI).1890 – I.1942] — музыкант-балалаечник, композитор. Род. в Курске в купеческой семье. Пристрастился к игре на балалайке в последнем классе учительской семинарии. Родители не одобрили увлечение сына и отказались оплачивать его учебу, за что У. был исключен из семинарии; работал грузчиком. С 1908 играл в оркестре народных инструментов В. В. Андреева, который познакомился с У. и ввел его в состав оркестра во время гастролей в Курске. С этим оркестром в России, Англии, Франции, Америке Н. Т. Ольховиков уже выступал под фамилией «Успенский». В. В. Андреев высоко ценил У. и считал его своим преемником. За год до смерти он подарил У. личную концертную балалайку с дарственной надписью. Она звучала на сценах многих больших и малых российских городов, с ней были пройдены дороги гражданской войны в рядах Красной армии. В 1920-е по завету Андреева У. создал в Курске оркестр народных инструментов. В 1925 – 1927 У. было наиграно несколько патефонных пластинок. В 1928 – 1929 Музторг МОНО издал ряд его обработок и переложений для балалайки и фортепиано. Пьесы, переложенные У., до сих пор используются как в концертной, так и в педагогической практике. Так унисон балалаек Свердловской консерватории исполняет Вторую мелодию А. Рубинштейна в переложении У.
   С 1931 У. жил в Ленинграде, работал в объединении «Ленгосэстрада» как солист-балалаечник, стал членом Союза композиторов, много гастролировал. В 1934 Ленинградское издательство «Тритон» выпустило школу-самоучитель У. для балалайки. В этом труде им были подобраны по возрастающей трудности упражнения и пьесы и, что самое главное, впервые были опубликованы во всех тональностях гаммы для балалайки. Последние годы жизни музыканта прошли в осажденном Ленинграде, где на передовых рубежах обороны он выступал перед воинами Советской Армии. Погиб со всей концертной бригадой при переправе через Неву.
   У. является автором переложений для балалайки многих произведений отечественных и зарубежных композиторов, аранжировки русских народных песен, а также самого популярного самоучителя для балалайки, который используется в педагогической практике до сих пор.

   Лит.: Пересада Л. И. Справочник балалаечника. М., 1977, с. 20 – 21; Юсов А. Балалайка в его руках — чудный инструмент //Советская музыка, 1990, 7, 125 — 125.

На главную страницу