ЦИРК (от лат. circus — круг) — 1) Род искусства, в котором артисты перед зрителями преодолевают, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизируют физический труд, отвагу и изобретательность, создавая обобщенный художественный образ человека. Этот образ раскрывается преимущественно при помощи специфических цирковых упражнений — трюков. Комбинация трюков, перемежаемая др. актерскими действиями, составляет номер — отдельное законченное произведение циркового искусства, а сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров — представление.
   Свидетельства о первом Ц. на Руси запечатлены на фресках 11 в. в Софиевском соборе в Киеве. На этих фресках изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом. Искусство Ц. в России восходит к скоморохам, ходившим по стране с прирученными медведями. Известно, что в 1619 при дворе царя Михаила Федоровича выступал рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. Начиная со 2-й половины 18 в. в России постоянно выступали гастролирующие труппы.
   Первые сведения о выступлениях артистов Ц. в Курске относятся к 1793, когда куряне могли увидеть выступления «г-жи Росетте, французской циркачки, со свитою». В декабре 1884 в Курске выступал цирк Вагнера, где «в программу последних двух представлений входило состязание борцов». Летом 1886 на даче купца Боева на открытой арене прошли выступления цирковой труппы, в которой показали номера гимнасты, геркулесы, силачи, шпагоглотатели, фокусники. В 1896 в Курске выступал цирковой коллектив «Народный театр Заикина». В 1901 выступал цирк Момино. В начале 20 в. любители цирка России стали увлекаться зрелищем классической борьбы, на проведение которого отдавалось обычно последнее отделение. К этому времени цирк обычно заполнялся до отказа. Борьба в цирке пользовалась популярностью вплоть до начала ВОВ. В 1911 на Георгиевской площади (ныне Пролетарский сквер) было два передвижных цирка (Чинизелли и Нечаевой), а также два балагана (Зайцева и Андреева), в которых также шли цирковые номера. После Октябрьской революции выступления артистов цирка продолжались, но их профессиональный уровень был невысок. Можно лишь отметить фокусника Иама, выступавшего летом 1923. В 1926 в Курске выступала труппа братьев Танти. Артист труппы Г. С. Бавицкий показывал номера с говорящей собачкой и куклами. Интерес вызывали гладиаторы и аттракционы «Медвежье веселье» (дрессировщик Ван Чу). Сами же братья выступали с сатирой. Оживление среди зрителей вызвало их сатирическое выступление «Локарнская конференция», а также клоунада «Международных Рыжих». В этом же сезоне с цирком братьев Танти выступал и И. В. Лебедев («Дядя Ваня»), известный организатор цирковой борьбы. На его представлениях хорошо показали себя борцы-куряне Г. Русаков и К. Северский. Выступали в Курске любимцы российской публики: А. А. Дуров, клоуны Бим-Бом, актеры Донато, дрессировщик М. Е. Ефимов (лошадь-математик), гимнасты Морас, Вл. Кадырги-Ламм (дрессированные верблюды), Ф. Т. Морозов (полет под куполом), Юн Май (эксцентрик) и др. Привлекали курян такие номера, как «распиливание женщины» или «омоложение на глазах у публики». В 1927 –1928 на арене шапито в Курске выступали такие знаменитости, как Иван Поддубный и Клеменс Буль. Выступления артистов в шапито заканчивались обычно в середине октября. После того, как Курск потерял статус губернского центра, понизился и уровень приезжающих цирковых коллективов. В 1929 в нем обретался цирк «ЦУТРИ» — передвижной коллектив под управлением В. Н. Авдеева (Дядя Пуд). В 1934 – 1935 в Курск приезжали в основном небольшие группы цирковых актеров. В составе передвижных цирковых коллективов в 1930-е выступали 3-Беретто-3, Луиза Скарри, Е. Р. Дурова, клоун Сеничка Редькин, музыкальные иллюзионисты Лавровы и др. С 1937 выступления приезжающих коллективов продолжались уже в стационарном Ц. В феврале 1938 вновь в Курске побывал Виталий Лазаренко. Длительное время в Курске жил Борис Эдер, замечательный дрессировщик животных, а в 1940 он поставил на курской арене спектакль «Во льдах Арктики». Выступления цирковых коллективов после ВОВ возобновились в 1955. В мае 1957 выступала в Курске труппа киевских артистов цирка под руководством В. М. Бартенева. Интерес вызвали канатоходцы Икар. Позднее выступали Игорь Капралов и семья Мацаберидзе. В 1960-е Курск неоднократно посещали самые различные цирковые коллективы, в т. ч. труппы из союзных республик и зарубежные коллективы. На открытии нового стационарного Ц. в Курске в 1971 выступил коллектив «Веселая арена» (руководитель В. А. Владимиров). Небольшая компактная программа представляла многие жанры циркового искусства. В программе работали семейные пары. Великолепно выглядел на арене клоун Рудольф Изатулин. Изобретательный талантливый актер органично соединял программу в единое целое. Коллектив Владимирова задал тон последующим выступлениям. Немаловажным для гастролеров были факторы расположения Курска на перекрестке дорог и близость Москвы. В Курске работали коллективы Латвийского, Молдавского, Казахского, Украинского цирков. На арене курского Ц. выступали народные артисты СССР Ирина Бугримова, Олег Попов, Игорь и Эмиль Кио, Карандаш, Марчевский и др. Куряне смогли увидеть также оригинальные программы «Цирк на льду», выступления лилипутов «Сияние маленьких звезд» (1983). Особый интерес вызвал показ циркового варианта сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Режиссер и постановщик этого спектакля А. Сонин и художественный руководитель коллектива В. Воробьев создали прекрасный спектакль как для юных, так и для взрослых. Выступали также цирковые коллективы и из зарубежных стран: «Венгерский цирк на воде», польские гимнасты («Три Терезы»), болгарские эквилибристы на свободной проволоке (Бажиловы), укротитель Ш. Комлош (Венгрия) и др.
   Со дня открытия стационарного Ц. в Курске в нем работал эстрадный оркестр постоянного состава, которым дирижировал засл. артист России И. Кальман.
   2) Специальное зрелищное здание для постановок цирковых спектаклей, преимущественно с куполообразным покрытием, манежем в виде круглой арены и амфитеатром с сиде-ниями для зрителей.
   Первый стационарный Ц. в России был построен в Санкт-Петербурге в 1827. В Курске в дореволюционный период, несмотря на огромный интерес курян к цирковым представлениям, стационарного здания не было. Цирковые представления тех лет проходили на Георгиевской площади (ныне — Пролетарский сквер) в «шапито» — разборных полотняных палатках, которые быстро устанавливалась по мере надобности. Вопрос о строительстве постоянного Ц. в Курске ставился уже в 1925. Инициативу тогда проявили братья Танти. Было решено начать строительство с апреля 1926 по проекту, утвержденному Курским горкоммунхозом. Но далее проекта дело не двинулось. С марта 1925 Ц. выступал на сцене кинотеатра «Гигант». В 1934 – 1935 в Курск приезжали в основном небольшие группы цирковых актеров, которых устраивала небольшая театральная сцена, например, летнего театра. В 1934 «Курская правда» (№ 40 от 10 августа) заявила, что под постройку цирка отведено место против Знаменского монастыря и на строительство выделяется 500 тыс. рублей. В 1936 строительство цирка наконец-то началось и в ноябре 1937 в здании на Красной площади торжественно открылся первый стационарный Ц. в Курске (первое представление в нем состоялось 29 ноября). В период ВОВ здание Ц. было полностью разрушено и восстановлению не подлежало. Цирковые представления, которые возобновились в первые же послевоенные годы, вновь проходили в шапито, сооружавшихся, как правило, на площади Добролюбова. Строительство нового стационарного цирка на 2000 мест — единственного стационарного цирка в Черноземье по проекту курского архитектора М. Л. Теплицкого было начато на месте снесенного Курского железнодорожного вокзала и длилось несколько лет. Здание Ц. было открыто только 5 ноября 1971. Кроме цирковых представлений, в здании нового Ц. проводились гастрольные выступления эстрадных певцов, а также массовые городские мероприятия (День города, ярмарки, юбилеи, встречи с участниками ВОВ и др.).
   В 1990 в Ц. по вине бригады, ремонтировавшей манеж, произошел пожар, нанесший ущерб в 250 тыс. рублей. А 14 декабря 1996 произошёл второй, более значительный пожар, который вывел Ц. из строя на длительное время. Торжественное открытие Ц. после восстановления состоялось 1 ноября 2011. На восстановление Ц. потребовалось 850 миллионов рублей. После восстановления преобразилось не только здание Ц., но и площадь перед ним. Восстановлен 13-струйный фонтан, с подсветкой и огромным водяным шаром. 11 ноября 2011 состоялось открытие памятника Ю. Никулину и его напарнику по сцене М. Шуйдину курского скульптора Игоря Минина. На памятнике сделана надпись: «Воинам Великой Отечественной войны, гениальным русским клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину».

На главную страницу