ТРАМВАЙ (англ. tramway, от J. O´Tram — фамилия английского изобретателя рельсового транспорта с использованием сначала конной, а затем паровой тяги, и way - путь) — рельсовый городской электрический транспорт (уличный).
   Современный трамвай работает на постоянном токе напряжением 500 - 600 В. Питание - от провода верхней контактной сети, а обратным проводом служат ходовые рельсы.
   В 1876 г. российский инженер Ф. А. Пироцкий впервые установил электрический двигатель на рельсовый вагон с конной тягой. Ток на электродвигатель подавался по рельсам, его источником была небольшая электростанция. Результаты эксперимента изобретатель опубликовал в "Инженерном журнале". Но до реализации проекта дело не дошло, событие так и осталось в газетных сообщениях. Экспериментом заинтересовался немецкий инженер К. Г. фон Сименс.
   В 1879 г. немецкий инженер В. фон Сименс построил первую опытную линию электрического трамвая на Берлинской промышленной выставке, что произвело настоящий фурор и за время выставки на нём прокатились 86 тыс. посетителей. После окончания выставки В. фон Сименс начал проектировать первую трамвайную линию, и уже 1881 г. она начала перевозить первых пассажиров.
   13 июня 1894 г. первый электрический трамвай в Российской империи поехал в г. Киев, а затем и в Петербурге.
   8 мая 1896 г. заработала первая трамвайная линия в г. Нижний Новгород, построенная компанией "Сименс-Гальске", и эта дата считается днём рождения русского трамвая.
   24 марта 1899 г. открыто трамвайное сообщение в Москве.

   В 1895 г. курский губернатор А. Д. Милютин дал поручение городскому голове обдумать вопрос обустройства трамвая в Курске. Имелось два предложения от электротехнических компаний действующих в России.
   Инженер путей сообщения И. А. Лихачев, представлявший "Бельгийское анонимное общество электрического освещения", предложил пустить трамвай по центральным улицам - Московской и Херсонской.
   Немецкая фирма "Сименс и Гальске" сверх того, по улице Мирной к Ямскому ж.д. вокзалу, а также электрификацию и освещение улиц города по пути следования трамвая.
   Городская Дума утверждает проект И. А. Лихачева.
   18 апреля 1898 г. состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Курске. Оно проходило на Красной площади в присутствии губернатора А. Д. Милютина, епископа Курского и Белгородского Лаврентия. Торжество открылось крестным ходом. Из Знаменского монастыря вынесли икону Знамения Богородицы Курская Коренная. После того, как трамваи освятили, вагончики отправились в первый рейс по курским улицам.

   Первая трамвайная линия проходила от Московских до Херсонских ворот (ныне пл. Перекальского - пл. Дзержинского) и имела протяжённость 4,8 км. Современники вспоминали: "... трамваи курские отличались патриархальностью. На всю линию, а она была в Курске одна, было всего не то шесть, не то восемь вагонов, довольно старинной конструкции. Ходили они раз в 20 минут и не очень торопились. Рысаки их легко обгоняли...".
   С 1918 по 1924 гг. трамваи в Курске не работал из-за отсутствия электроэнергии.
   В 1935 г. трамвайную линию довели до Ямского ж.д. вокзала и было введено движение трамвая в ночное время. Три вагона курсировали с двух часов ночи до шести часов утра по маршруту «Вокзал – шпили улицы Дзержинского».
   В 1937 г. Высший Совет коммунального хозяйства при ВЦИК утвердил обязательное ношение форменной одежды для работников трамвая.
   С лета 1937 г. каждый работник курского трамвая был одет в куртку тёмно-синего цвета. Для разных служб вводилась разная окантовка куртки, у вагоновожатых — красная, у путейцев – зелёная, у электриков – жёлтая.
   1936-1939 гг. построена линия через Барнышевскую площадь (ныне пл. Добролюбова) к ул. Энгельса.
   1949-1953 гг. — линия парк Солянка, Льговский поворот, з-д РТИ, "Аккумуляторный завод".
   Исполком Курского городского Совета депутатов трудящихся в связи с окончанием постройки поворотного кольца на Барнышевской площади утвердил маршруты движения трамвайных вагонов в городе: No 1 «Хлебзавод – автостанция» (4 вагона); No 2 «Вокзал – автостанция» (8 вагонов); No 3 «Хлебозавод – завод РТИ» (8 вагонов); No 4 «Вокзал – Барнышевская площадь» (8 вагонов); No 5 «Барнышевская площадь – завод РТИ» (6 вагонов).
   1954 г. построена линия по ул. Верхняя Луговая до ул. Бойцов 9-й Дивизии .
   В 1956 г. завершено строительство трамвайных путей по ул. Верхне-Луговой до ул. Запольной протяжённостью 2,5 км.
   В 1958 г. — линия от ул. Энгельса по 1-й Подшипниковой улице (ныне ул. Сумская) в посёлок з-да тракторных запчастей ( КЗТЗ).
   В 1959 г. трамваи пошли от з-да "Аккумулятор" до комбината "Химволокно".
   1965 г. построено Южное депо в посёлке КЗТЗ.
   1967 г. — линия "Северный рынок — ул. Запольная" (после чего были демонтированы трамвайные пути на ул. Ленина) с путевым поворотным кольцом на ул. 1-й Пушкарной.
   1974 г. — линия Пл. Дзержинского — Политехнический и-т (новый корпус у з-да "Прибор").
   1976 г. — линия от Южного Депо до ул. Малышева (посёлок КЗТЗ).
   1978 г. — линия от площади Дзержинского до ул. Сумской. (по ул. Знгельса).
   1984 г. — линии от Политехнического ин-та до Автовокзала.
   1985 г. — линия от ул. Маяковского до з-да КЗПА (Электроагрегат).
   1987 г. открыто Восточное депо в Кировском р-не (ныне Железнодорожный округ).
   1988 г. — линии от з-да КЗПА до з-да ГПЗ-20 (Государственный подшипниковый з-д).
   2004 г. закрыто Южное депо. Демонтированы трамвайные пути на ул. Дзержинского (пл. Дзержинского - Центральный рынок).

   В Курске эксплуатировались трамваи:
   1898-1932 гг. з-в «Рагено» и «Франко-Бэльж» (Бельгия);
   1930-1967 гг. вагоны серий Х и М (Мытищинский машиностроительный з-д.);
   1943-1967 гг. МС (Путиловский з-д);
   1952-1973 гг. МТВ-82 (Рижский вагоностроительный з-д.);
   1962-1970 гг. РВЗ-6 (Рижский вагоностроительный з-д.);
   1966-2011 гг. Tatra T3 (Чехословакия);
   1984-2018 гг. Татра Т6Б5 (Чехословакия);
   С 24 апреля 2018 г. на Курские линии вышли трамваи 71-619К (20 шт.) и 71-403 (1шт.), присланные из Москвы.
   На 2018 г. в «Курскэлектротранс» числится 70 трамваев. Протяжённость трамвайных путей более 50 км.
   В октябре 2021 г. Восточное трамвайное депо «Курскэлектротранса» пополнилось 20-ю трамваями типа МТТЧ (Модернизированная Татра Трз Чехия), также прибывшие из Москвы.
   Современное трамвайное хозяйство это комплекс, путевых устройств, установок энергоснабжения, подвижного состава, ремонтных служб и служб организации движения на линии.

   В 1988 г., к 90-летию курского трамвая, открыт музей истории курского электротранспорта.

   9 марта 2023 г. В Курске представили первый трамвай нового поколения, "Львёнок", изготовленный компанией «ПК Транспортные системы» г. Петербург.
   Вагон отличается компактностью, просторным салоном вместимостью до 160 человек, широкими дверными проёмами. Оборудован: медиакомплексом, системой климат-контроля, кнопкой вызова водителя, откидной аппарелью для посадки пассажиров, видеокамерами, позволяющими наблюдать за пассажирами, посадкой и высадкой. В кабине вагоновожатого установлены большие сенсорные экраны, пульт управления устроен в подлокотниках кресла.
   Для комфортного передвижения трамваю необходимо новое железно-дорожное полотно изготовленное в соответствии с современными стандартами, в связи с чем в городе началась реконструкция трамвайных путей.
   1 марта 2024 г. новые трамваи «Львёнок» вышли на маршрут №1 (Восточное трамвайное депо — Хлебозавод).
   Первые восемь новых трамваев получили имена: «Ветерок», «Соловей», «В честь курских бойцов на передовой», «Тимоня», «Ермошка», «Львёнок Первый», «Петрович», «Курёнок».

На главную страницу