ТРАМВАЙ (англ. tramway, от J. O´Tram — фамилия английского изобретателя рельсового транспорта с использованием сначала конной, а затем паровой тяги, и way - путь) — рельсовый городской электрический транспорт (уличный).
   Современный трамвай работает на постоянном токе напряжением 500 - 600 В. Питание - от провода верхней контактной сети, а обратным проводом служат ходовые рельсы.
   В 1876 г. российский инженер Ф. А. Пироцкий впервые установил электрический двигатель на рельсовый вагон с конной тягой. Ток на электродвигатель подавался по рельсам, его источником была небольшая электростанция. Результаты эксперимента изобретатель опубликовал в "Инженерном журнале". Но до реализации проекта дело не дошло, событие так и осталось в газетных сообщениях. Экспериментом заинтересовался немецкиq инженер К. Г. фон Сименс.
   В 1879 г. немецкий инженер В. фон Сименс построил первую опытную линию электрического трамвая на Берлинской промышленной выставке, что произвело настоящий фурор и за время выставки на нём прокатились 86 тыс. посетителей. После окончания выставки В. фон Сименс начал проектировать первую трамвайную линию, и уже 1881 г. она начала перевозить первых пассажиров.
   13 июня 1894 г. первый электрический трамвай в Российской империи поехал в г. Киев, а затем и в Петербурге.
   8 мая 1896 г. заработала первая трамвайная линия в г. Нижний Новгород, построенная компанией "Сименс-Гальске", и эта дата считается днём рождения русского трамвая.
   24 марта 1899 г. открыто трамвайное сообщение в Москве.
   В 1895 г. курский губернатор А. Д. Милютин дал поручение городскому голове обдумать вопрос обустройства трамвая в Курске. Было два предложения от электротехнических компаний действующих в России. Инженер путей сообщения И. А. Лихачев, представлявший "Бельгийское анонимное общество электрического освещения", предложил провести трамвай по центральным улицам - Московской и Херсонской. Немецкая фирма "Сименс и Гальске" сверх того, по улице Мирной к Ямскому ж.д. вокзалу, а также электрификацию и освещение улиц города по пути следования трамвая. Городская Дума утверждает проект И. А. Лихачева.
   18 апреля 1898 г. состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Курске. Оно проходило на Красной площади в присутствии губернатора А. Д. Милютина, епископа Курского и Белгородского Лаврентия. Торжество открылось крестным ходом. Из Знаменского монастыря вынесли икону Знамения Богородицы Курская Коренная. После того, как трамваи освятили, вагончики отправились в первый рейс по курским улицам.
   Первая трамвайная линия проходила от Московских до Херсонских ворот (ныне пл. Перекальского - пл. Дзержинского) и имела протяжённость 4,8 км. Современники вспоминали: "... трамваи курские отличались патриархальностью. На всю линию, а она была в Курске одна, было всего не то шесть, не то восемь вагонов, довольно старинной конструкции. Ходили они раз в 20 минут и не очень торопились. Рысаки их легко обгоняли...".
   С 1918 по 1924 гг. трамваи в Курске не работал из-за отсутствия электроэнергии.
   В 1935 г. трамвайная линия доведена до Ямского ж.д. вокзала.
   1936 - 1939 гг. построена линия через пл. Добролюбова к ул. Энгельса.
   1949 - 1953 гг. — линия парк Солянка, Льговский поворот, з-д РТИ, "Аккумуляторный завод".
   1954 г. — линия по ул. Верхняя Луговая до ул. Бойцов 9-й Дивизии .
   В 1956 г. завершено строительство трамвайных путей по ул. Луговой до ул. Запольной протяжённостью 2,5 км.
   1958 год — линия от ул. Энгельса по 1-й Подшипниковой улице (ныне — Сумская) в посёлок з-да тракторных запчастей ( КЗТЗ).
   В 1959 г. трамваи пошли от з-да "Аккумулятор" до комбината "Химволокно".
   1965 г. построено Южное депо посёлок КЗТЗ.
   1967 г. — линия "Северный рынок - ул. Запольная" (после чего была демонтирована трамвайная линия на центральной улице Ленина).
   1974 г. — линия Пл. Дзержинского - Политехнический и-т (новый корпус у з-да "Прибор").
   1976 г. — линия от Южного Депо до ул. Малышева (посёлок КЗТЗ).
   1978 г. — линия от площади Дзержинского до ул. Сумской. (по ул. Знгельса).
   1984 г. продолжение линии от Политехнического ин-та до Автовокзала.
   1985 г. — линия от ул. Маяковского до з-да КЗПА (Электроагрегат).
   1987 г. открыто Восточное депо.
   1988 г. продолжение линии от з-да КЗПА до з-да ГПЗ-20 (Государственный подшипниковый з-д).
   2004 г. закрыто Южное депо. Демонтированы трамвайные пути на ул. Дзержинского (пл. Дзержинского - Центральный рынок).

   В Курске эксплуатировались трамваи:
   1898—1932 гг. з-в «Рагено» и «Франко-Бэльж» (Бельгия);
   1930—1967 гг. вагоны серий Х и М (Мытищинский машиностроительный з-д.);
   1943—1967 гг. МС (Путиловский з-д);
   1952—1973 гг. МТВ-82 (Рижский вагоностроительный з-д.);
   1962—1970 гг. РВЗ-6 (Рижский вагоностроительный з-д.);
   1966—2011 гг. Tatra T3 (Чехословакия);
   1984-2018 гг. Татра Т6Б5 (Чехословакия);
   С 24 апреля 2018 г. на Курские линии вышли трамваи 71-619К (20 шт.) и 71-403 (1шт.), присланные из Москвы.

   На 2018 г. в «Курскэлектротранс» числится 70 трамваев. Протяжённость трамвайных путей более 50 км.
   Современное трамвайное хозяйство это комплекс, путевых устройств, установок энергоснабжения, подвижного состава, ремонтных служб и служб организации движения на линии.

   В 1988 г., к 90-летию курского трамвая открыт музей истории курского электротранспорта.

На главную страницу