ТЕАТР (греч. qeatron — основное значение: место для зрелищ, затем — зрелище от qeЈomai — смотрю, вижу)

   1) Здание для театральных постановок.

   Первое здание театра в Курской губернии открыто в 1792 г. Оно находилось на улице Верхней Набережной (ныне ул. Сонина) и являлось частью здания Дворянского собрания в Курске. Зал имел 26 лож, до 115 кресел и стульев в партере и галерею на 150 мест.
   В 1850-х гг. в театре произведён ремонт, свечи в люстрах заменены керосиновыми лампами, а зрителям стали выдавать бинокли.
   29 декабря 1875 г. в здании Дворянского собрания после спектакля произошёл пожар, который бушевал 2 дня, после чего постановка спектаклей в нем прекратилась.

   1 декабря 1886 г. в Курске появилось первое отдельное здание Городского зимнего театра (см. иллюстрацию). Для этого на пожертвования курян перестроили манеж на Херсонской улице.
   "Театръ, перестроенный въ 1886 г. изъ манежа, представляетъ каменное двухэтажное зданіе длиною въ 96 арш. и шириною въ 82 аршина, съ пневматическимъ (паровым) отопленіемъ. Зрительная зала состоитъ изъ ложъ бенуара, бельэтажа, партера (и мѣстъ за креслами), балкона и галлереи; въ партерѣ 226 мѣстъ на стульяхъ и 50 на скамейкахъ, на балконѣ 32 мѣста, въ ложахъ 182 и на галлереѣ 128. Театръ имѣетъ фойэ. Занавѣсъ работы извѣстнаго декоратора Императорскихъ театровъ Вальца."
   Ист: КУРСКIЙ СБОРНИКЪ с путеводителем по городу Курску и планомъ города. Издание Курскаго губернскаго статистическаго комитета подъ редакцiей Секретаря Комитета Н.И. Златоверховникова. Типография Губернскаго Правленiя 1901 г.

   В 1912 г. в Купеческом саду (ныне парк им. 1 Мая) по проекту курского архитектора Б. Г. Перетятковича сооружён Летний театр (см. иллюстрацию).
   Здание построено в модном тогда архитектурном стиле модерн и являлось одним из первых зданий в России, возведённым из монолитного железобетона. Строила его бельгийская строительная компания. Небольшой двухъярусный театр закрытого типа предназначен для сдачи внаём гастролирующим театральным труппам, а также для постановок любительских спектаклей. В партере театра размещалось 300 мест. По бокам зала находилось 20 лож, а над залом имелся балкон ещё на 150 мест.
   Курская публика очень любила Летний театр, приходя задолго до начала представления, люди общались, гуляли по саду полному зелени и благоухающих цветов. В этом театре побывало много знаменитых артистов того времени, здесь пели, Надежда Плевицкая, Вера Панина, Анастасия Вяльцева.
   В советское время здесь выступали, Максим Горький, негритянская певица Арле-Тиц, солистка балета Большого театра СССР Нели Головина, певец Иван Козловский, артист Игорь Ильинский.
   После Великой Отечественной войны (1941-1945) на подмостках Летнего театра выступали, Любовь Орлова, дуэт Владимира Бунчикова и Владимира Нечаева, давал сольный концерт виолончелист, Мстислав Растропович. В шестидесятые годы выступал дуэт Марии Мироновой и Александра Менакера.

   В 1913 г. в Курске на Ямской горе (ныне ул. Перекальского) было выстроено краснокирпичное двухэтажное здание в стиле модерн т. н. «Народный дом» (см. иллюстрацию) по проекту того же архитектора Б.Г. Перетятковича.
   В 1927 г. в это здание переехала театральная труппа, а здание театра на ул. Дзержинского переоборудовали под кинотеатр.

   20 сентября 1920 г. в здании по ул. Троцкого, 17, в одном из помещений, состоялось открытие клуба-театра «Всерабис» (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств). Небольшое фойе и маленький зрительный зал заполнили члены союза: артисты, хористы, музыканты, театральные рабочие, сотрудники народного образования. Громко играл оркестр. Организаторы вечера устроили большой концерт. В том же году на вечере Курского союза поэтов с чтением своих стихов выступила Елена Благинина.
   7 января 1923 г. в этом здании открылся театр комедии и оперетты «Гротеск», где в основном должны были выступать безработные члены «Всерабиса». На премьере оперетты «Добродетельная грешница» театральный зал битком заполнили любопытные зрители. И там же (и в январе) состоялось открытие губернского агитационного театра революционной сатиры губполитпросвета.

   В 1983 г. в Курске на ул. Ленина построено новое здание для театра на 1200 мест (арх. Е. Г. Розанов, Л. А. Лавров, Москва, см. иллюстрацию) .

   2) Род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством действия, осуществляемого актёром перед зрителями. Театральное искусство имеет синтетическую природу, в нём тесно объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, танца, архитектуры.

   Первые театры в России учреждены указом Петра I в Петербурге и Москве. То, что было модным при царском дворе, быстро проникло в дворянскую среду даже в глубинке. Из существовавших в Российской империи, во 2-й половине XVIII-го и начале XIX-го века 173 театра (установлено точное местонахождение 155 из них) 103 относятся к городскому типу, 52 устроены в усадьбах 23-х губерний.
   Усадебный театр не был крепостным театром в чистом виде. Одна из его особенностей состояла в том, что на сцене доморощенных театров играли вместе и крепостные, и дворянские дети, иногда и сами владельцы имений. В актёрском составе театров долгое время не было разделения на драматическую и оперную труппу. Актёр должен был уметь исполнять и арию, и песню, и куплеты. Свободный от спектакля актёр часто играл в оркестре на том инструменте, который освоил в театральном училище, а также танцевал.
   В конце XVIII в. в Курской губернии было уже шесть театров — 5 усадебных крепостных: в имениях Хорватов, Анненковых, Волькенштейна, Голицыных и Ширковых, и один профессиональный городской.
   В середине XIX в. в Курской губернии было уже более десяти крепостных театров у помещиков: Денисьева — в д. Сафоновке, у князя И. И. Барятинского — в имении «Марьино», у кн. Нелидовых — в Мокве, а также у Киреевских, Кондратьевых, Салаговых, Волжиных, М. И. Сафонова и др.
   Широкой известностью пользовался театр Хорватов. В театрe графа Волькенштейна выступал будущий великий русский актёр М. С. Щепкин.
   В середине XIX в. одним из крупнейших крепостных театров стал постоянный театр князей Барятинских в усадьбе Марьино. В этом театра, как упоминает А. Л. Зиссерман в своём трёхтомном труде, посвящённом генерал-фельдмаршалу А. И. Барятинскому, «...игрались пьесы на русском и французском языках, первые большей частью дворовыми людьми, а вторые — разными лицами, членами семейства, гувернёрами, гувернантками и соседними помещиками».
   В 1792 г. в Курске в помещении Благородного собрания начал работать первый профессиональный театр братьев Михаила, Андрея и Петра Барсовых, бывших крепостных актёров покойного помещика И. П. Анненкова. Братья платили актёрам заработную плату, устраивали бенефисы. Именно в театре Барсовых в пьесе Х. Мерсье «Зоа» в роли Андрея-почтаря состоялся театральный дебют М. С. Щепкина. Братья Барсовы были опытными и талантливыми актёрами. Особым успехом у зрителей пользовались Михаил и Петр. Михаил Егорович — драматический актёр, играл первые роли в трагедии и мелодраме. Петр Егорович был оперным певцом. Труппа прекратила своё существование в 1816 г. из-за постановки здания Благородного собрания на ремонт.
   В 1825 в Курске появилась новая театральная труппа — труппа Л. Ю. Млотковского, в состав которой входили М. С. Щепкин, Л. И. Млотковская и др. В состав труппы с 1826 г. вошёл и будущий знаменитый актёр Н. X. Рыбаков. Труппа Л. Ю. Млотковского считалась лучшей из провинциальных театров, успешно гастролировала по всем городам России и Малороссии, но просуществовала только до 1833 г.
   С 1840-х по 1875 гг. в Курске регулярно гастролировали труппы из Харькова. Так, известно, что в 1859 г. по приглашению губернатора Н. П. Бибикова в Курске выступала итальянская оперная труппа под руководством Бергера, исполнявшая отрывки из опер (на одном из выступлений итальянцев присутствовали почётные пленники — Шамиль и его свита, препровождаемые с Кавказа через Курск в Санкт-Петербург).
   С 1876 г. после пожара в здании Благородного собрания, в Курске театральная жизнь замерла из-за отсутствия театральных залов.
   В 1886 г. в Курске в новом театральном здании на ул. Херсонской появилась первая постоянная труппа и постановкой оперетки «Донна Жуанита» в городе возобновились театральные спектакли. До революции в Курске гастролировали: Н. X. Рыбаков, П. С. Мочалов, В. Ф. Коммисаржевская, О. О. Садовская, братья Адельгейм (Роберт Львович, Рафаил Львович), А. А. Яблочкина и др., ставились пьесы Н. Гоголя, В. Шекспира.
   В 1902 г. на курской сцене, раньше, чем в большинстве других провинциальных театров, были поставлены первые горьковские спектакли — «Мещане» и «Фома Гордеев и Яков Маякин» (инсценировка по роману «Фома Гордеев»).
   В 1911 г. по решению городской Думы в связи с 25-летием открытия нового здания театра его драматической труппе присвоено имя М. С. Щепкина.
   В 1927 г. труппа получила от городских властей новое театральное здание — т. н. «Дом Ильича» (бывш. «Народный дом»). Открытие сезона 1927 г. в новом здании состоялось 7 ноября премьерой спектакля К. Тренёва «Любовь Яровая».
   С 1928 г. по 1934 г. в связи с утерей Курском статуса губернского города, постоянная театральная труппа была расформирована.
   В 1934 г. деятельность постоянной театральной труппы в Курске возобновилась. Театр открыт спектаклем «Гибель эскадры» (реж. А. И. Канин). Были поставлены спектакли: «Далёкое» Афиногенова, «Любовь Яровая» Тренёва (оба в 1935), «Разлом» Лавренёва (1937) и др.
   В 1937 г. к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина труппе курского драматического театра присвоили его имя.
   С началом Великой Отечественной войны (1941-1945) труппа драматического театра эвакуирована в глубь страны: работала в Средней Азии, Калуге и Моршанске.
   Когда в конце сентября 1943 г. она вернулась в Курск, для артистов уже отремонтировали общежитие и начала работать театральная столовая. Здание театра ещё не было восстановлено, и актёры принимали активное участие в его восстановлении, за что 40 человек награждены ценными подарками на сумму 15 тыс. рублей.
   7 октября 1943 г. в Курске прошёл первый спектакль («Нашествие» Леонова). Большое место в послевоенном репертуаре театра всегда занимала русская классика: ставились пьесы А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького и др. Театр активно ставил пьесы и местных драматургов: «Жизнь за жизнь» М. Л. Качиной (1958), «Вдова» В. В. Цам-Сергеевой (1960), «Талант и неволя» О. С. Викторова, театр ставит пьесы В. В. Овечкина — «Навстречу ветру» (1959), «Летние дожди», «Время пожинать плоды» (обе в 1960).
   30 декабря 1967 г. Президиум Верховного Совета РСФСР наградил Курский областной драматический театр им. А.С. Пушкина Почётной грамотой в связи со 175-летием со дня основания и за творческие успехи и плодотворную работу по идейно-эстетическому воспитанию трудящихся.
   В 1983 г. труппа курского драматического театра получила новое здание в центре города.
   Наряду с профессиональным драматическим театром в Курской области постоянно существовали любительские труппы (см. статью « Художественная самодеятельность»).

   В 1921 г. в Курске предпринята попытка создания альтернативного драматического театра — при «Кооперативном кафе» в помещении гостиницы организован театр революционной сатиры (Теревсат), одним из художников которого стал А. А. Дейнека. Теревсат был организован «... в порядке общественной инициативы группой артистов, художников и литераторов» и являлся местом реализации творческих поисков синтеза различных видов и художественных направлений искусства.

   К началу Великой Отечественной войны в Курской области функционировало три театра: Областной драматический театр им. А. С. Пушкина, Областной передвижной театр с базой в г. Белгороде и Колхозно-совхозный передвижной театр с базой в г.Старый Оскол, а также ансамбль музыкальной комедии и четыре концертные бригады при Областной филармонии.
   В настоящее время (2004) в Курске, кроме драматического театра, функционирует областной театр кукол и Театр юного зрителя «Ровесник».

   Первая попытка создать кукольный театр предпринята осенью 1935 г. — при областном драматическом театре стал работать небольшой профессиональный коллектив кукольников под руководством актёра Георгия Стеффена. Художественный руководитель драматического театра А. И. Канин старался помочь кукольникам, разместив в одном из фойе зал и сцену.
   12 ноября 1935 г. состоялась премьера (пьеса Е. Сперанского «Вор-нахал — человеком стал»). В дальнейшем было дано ещё несколько спектаклей.
   В апреле — мае 1944 г. в Курске возник самостоятельный кукольный театр. В коллективе стали работать имевшие богатый опыт работы воронежские кукольники Михатовы. Труппа вначале состояла всего из пяти актёров. Длительное время кукольный театр не имел своего постоянного помещения.
   В 1965 г. кукольному театру передано здание городской школы № 4.
   С 1944 г. по 1964 г. режиссёром и художественным руководителем работал в театре И. К. Емельянов, впоследствии Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, директор А. Д. Мшастый.
   С 1972 по 1988 г. кукольный театр возглавлял режиссёр-постановщик А. В. Сезоненко. В эти годы поставлен ряд спектаклей, которые завоевали признание зрителей и критики, в том числе несколько спектаклей для взрослых («Прелестная Галатея» В. Гадора, С. Дарваша, «Пират и призрак» А. Вагенштейна, «До третьих петухов» В. Шукшина, «Иностранец в Риме» М. Зощенко и В. Маслова). На протяжении многих лет интересную игру показывали В. И. Михатова, Ж. А. Жемерина, Е. Н. Афанасьева, Л. А. Марголина, В. Дородных и др.
   С 1995 г. труппой руководит Заслуженный артист УССР В. Ф. Бугаев. Кукольный театр гастролировал во всех районах Курской области, побывал в Орловской, Харьковской, Сумской, Кировоградской и др. областях Союза ССР, награждён Дипломом I ст. Министерства культуры СССР, памятной медалью и грамотой Министерства культуры Венгерской народной республики и др. дипломами.

   Появление в октябре 1992 г. Закона РФ «Основные законодательства Российской Федерации о культуре» привнесло в театральную жизнь много нового. Одна из статей Закона отменяла монополизацию в искусстве. Каждый артист, режиссёр, художник получил юридическое право на выражение авторского «я» и мог создавать самостоятельные творческие объединения. Благодаря этому закону в Курске появилось товарищество «Артист» во главе с директором-распорядителем Л. Манякиной. Для работы выбрана сцена Курской областной филармонии.
   В 1993 г. альтернативная творческая группа сыграла первый спектакль по пьесе Юджина О’Нила «Страсти под вязами». Её следующую постановку (1995) — «Цыганка мне сказала...» Б. Вайме и Т. Тердзори осуществил режиссёр Михаил Резцов. Товариществу «Артист» принадлежит инициатива по возрождению на курской сцене водевиля, длительное время не ставившегося в городе.
   В 1996 г. зрители увидели водевиль В. А. Соллогуба «Беда от нежного сердца» (режиссёр Станислав Таюшев). Этот же режиссёр поставил здесь ещё один спектакль — «Нельскую башню» по А. Дюма. Интересные образы в спектаклях создали заслуженные артисты России Людмила Манякина, Геннадий Стасенко, Александр Олешня, актёры Юрий Архангельский, Денис Дощечкин, Людмила Мордовская и др.
   Художественному рождению спектаклей постоянно помогают частная галерея современного искусства «АЯ», художник-модельер В. В. Геппа, художник по костюмам Галина Шадрина.

Городской зимний театр им. Щепкина. ул. Херсонская. 1901 г.
(ныне Киноцентр духовной культуры им. М.С. Щепкина.)

Летний театр в Купеческом саду. 1912 г.
(здание снесли в 2012 г.)

«Народный дом». 1913 г.
(ныне Курская областная филармония)

Курский драматический театр им. А.С. Пушкина. 1983 г.


   Ист.:
   Брянский A. M. K истории русского провинциального театра, в сб.: «О театре», под ред. С. С. Данилова, С. С. Мокульского, М.-Л., 1940, с. 155-176;
   Бассаргин Б., Вторжение в жизнь, «Театр», М., 1947, с. 82-88.
  Изображения с акварелей И.И. Ликоренко.

На главную страницу