ТЕАТР (греч. qeatron — основное значение: место для зрелищ, затем — зрелище от qeЈomai — смотрю, вижу) — 1) Здание для постановок театральных спектаклей. Первое здание Т. в Курской губернии было открыто в 1792. Оно находилось на улице Верхней Набережной (ныне — ул. Сонина) и являлось частью здания Дворянского собрания в Курске (ныне — Дом офицеров). Зал имел 26 лож, до 115 кресел и стульев в партере и галерею на 150 мест. В 1850-х в Т. был произведен ремонт, свечи в люстрах были заменены керосиновыми лампами, а зрителям стали выдавать бинокли. 29 декабря 1875 в здании Дворянского собрания после спектакля произошел пожар, который бушевал 2 дня, после чего постановка спектаклей в нем прекратилась. И лишь через 11 лет, 1 декабря 1886 в Курске появилось первое специальное здание для Т. На пожертвования курян для этого Т. было перестроено здание манежа на Херсонской улице (ныне — ул. Дзержинского). Каменное здание Т. было оборудовано паровым отоплением. Зрительный зал Т. имел партер, амфитеатр, балкон, галерею и ложи, в которых размещалось свыше 600 зрителей.
   В 1912 в Купеческом саду (ныне — сад им. 1 Мая) после большого пожара, когда в пламени огня сгорело много садовых построек, по проекту курского архитектора Б. Г. Перетятковича был сооружен Летний Т. Это здание было построено в модном тогда архитектурном стиле модерн и являлось одним из первых зданий в России, возведенным из монолитного железобетона. Строила его бельгийская строительная компания. Небольшой двухъярусный Т. закрытого типа был предназначен для сдачи внаем гастролирующим театральным труппам, а также для постановок любительских спектаклей. В партере Т. размещалось 300 мест. По бокам зала находилось 20 лож, а над залом имелся балкон еще на 150 мест.
   В 1913 в Курске на Ямской горе (ныне — ул. Перекальского) был выстроен третий Т. — т. н. «Народный дом» — краснокирпичное двухэтажное здание в стиле модерн по проекту того же архитектора Б. Г. Перетятковича (см. илл. к статье ПЕРЕТЯТКОВИЧ). После переезда в него в 1927 труппы драматического Т. театральное здание на ул. Дзержинского было переоборудовано под кинотеатр.
   В 1983 в Курске на ул. Ленина было построено здание четвертого Т. на 1200 мест (арх. Е. Г. Розанов, Л. А. Лавров, Москва, см. иллюстрацию к статье Архитектура).
   2) Род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями. Т. — искусство синтетическое, в котором тесно объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, танца, архитектуры. Первые Т. в России были учреждены указом Петра I в Петербурге и Москве. То, что было модным при царском дворе, быстро проникло в дворянскую среду даже в глубинке. Из существовавших во 2-й половине 18-го и начале 19-го века 173 Т. (установлено точное местонахождение 155 из них) 103 относятся к городскому типу. 52 были устроены в усадьбах 23-х губерний. Усадебный Т. не был крепостным Т. в чистом виде. Одна из его особенностей состояла в том, что на сцене доморощенных Т. играли вместе и крепостные, и дворянские дети, иногда и сами владельцы имений. В актерском составе Т. долгое время не было разделения на драматическую и оперную труппу. Актер должен был уметь исполнять и арию, и песню, и куплеты. Свободный от спектакля актер часто играл в оркестре на том инструменте, который освоил в театральном училище, а также танцевал.
   Первый Т. в Курске был создан в 1729. В конце 18 в. в Курской губернии было уже шесть Т. — 5 усадебных крепостных: в имениях Хорватов, Анненковых, Волькенштейна, Голицыных и Ширковых, и один профессиональный городской. В середине 19 в. в Курской губернии было уже более десяти крепостных театров у помещиков: Денисьева — в д. Сафоновке, у князя И. И. Барятинского — в имении «Марьино», у кн. Нелидовых — в Мокве, а также у Киреевских, Кондратьевых, Салаговых, Волжиных, М. И. Сафонова и др. Широкой известностью пользовался театр Хорватов. В Т. графа Волькенштейна выступал будущий великий русский актер М. С. Щепкин. Позднее, в середине 19 в. одним из крупнейших крепостных Т. был постоянный Т. князей Барятинских в усадьбе Марьино. В этом Т., как упоминает А. Л. Зиссерман в своем трехтомном труде, посвященном генерал-фельдмаршалу А. И. Барятинскому, «...игрались пьесы на русском и французском языках, первые большей частью дворовыми людьми, а вторые — разными лицами, членами семейства, гувернерами, гувернантками и соседними помещиками».
   В 1792 в Курске в помещении Благородного собрания (ныне — Дом офицеров) начал работать первый профессиональный Т. братьев Михаила, Андрея и Петра Барсовых, бывших крепостных актеров покойного помещика И. П. Анненкова. Братья платили актерам заработную плату, устраивали бенефисы. Именно в театре Барсовых в пьесе Х. Мерсье «Зоа» в роли Андрея-почтаря состоялся театральный дебют М. С. Щепкина. Братья Барсовы были опытными и талантливыми актерами. Особым успехом у зрителей пользовались Михаил и Петр. Михаил Егорович — драматический актер, играл первые роли в трагедии и мелодраме. Петр Егорович был оперным певцом. Труппа прекратила свое существование в 1816 из-за постановки здания Благородного собрания на ремонт. В 1825 в Курске появилась новая театральная труппа — труппа Л. Ю. Млотковского, в состав которой входили М. С. Щепкин, Л. И. Млотковская и др. В состав труппы с 1826 вошел и будущий знаменитый актер Н. X. Рыбаков. Труппа Л. Ю. Млотковского считалась лучшей из провинциальных театров, успешно гастролировала по всем городам России и Малороссии, но просуществовала только до 1833. С 1840-х по 1875 в Курске регулярно гастролировали труппы из Харькова. Так, известно, что в 1859 по приглашению губернатора Н. П. Бибикова в Курске выступала итальянская оперная труппа под руководством Бергера, исполнявшая отрывки из опер (на одном из выступлений итальянцев присутствовали почетные пленники — Шамиль и его свита, препровождаемые с Кавказа через Курск в Санкт-Петербург). С 1876, после пожара в здании Благородного собрания, в Курске театральная жизнь замерла из-за отсутствия театральных залов. В 1886 в Курске в новом театральном здании на ул. Херсонской появилась первая постоянная труппа и постановкой оперетки «Донна Жуанита» в городе возобновились театральные спектакли. До революции в Курске гастролировали: Н. X. Рыбаков, П. С. Мочалов, В. Ф. Коммисаржевская, О. О. Садовская, бр. Адельгейм, А. А. Яблочкина и др., ставились пьесы Гоголя, Шекспира. Уже в 1902 на курской сцене, раньше, чем в большинстве других провинциальных театров, были поставлены первые горьковские спектакли — «Мещане» и «Фома Гордеев и Яков Маякин» (инсценировка по роману «Фома Гордеев»). В 1911 по решению городской Думы в связи с 25-летием открытия нового здания Т. его драматической труппе было присвоено имя М. С. Щепкина. В 1927 труппа получила от городских властей новое театральное здание — т. н. «Дом Ильича» (бывш. «Народный дом»). Открытие сезона 1927 в новом здании состоялось 7 ноября премьерой спектакля К. Тренева «Любовь Яровая». С 1928 по 1934 в связи с утерей Курском статуса губернского города, постоянная театральная труппа была расформирована. В 1934 деятельность постоянной театральной труппы в Курске возобновилась. Театр был открыт спектаклем «Гибель эскадры» (реж. А. И. Канин). Были поставлены спектакли: «Далекое» Афиногенова, «Любовь Яровая» Тренева (оба в 1935), «Разлом» Лавренева (1937) и др. В 1937 к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина труппе курского драматического Т. присвоили его имя. С началом ВОВ труппа драматического Т. была эвакуирована в глубь страны: работала в Средней Азии, Калуге и Моршанске. Когда в конце сентября 1943 она вернулась в Курск, для артистов уже было отремонтировано общежитие и начала работать театральная столовая. Здание Т. еще не было восстановлено, и актеры принимали активное участие в его восстановлении, за что 40 человек были награждены ценными подарками на сумму 15 тыс. рублей. 7 октября 1943 в Курске был дан первый спектакль («Нашествие» Леонова). Большое место в послевоенном репертуаре Т. всегда занимала рус. классика: были поставлены пьесы А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького и др. Театр активно работал с местными драматургами. Здесь поставлены: «Жизнь за жизнь» М. Л. Качиной (1958), «Вдова» В. В. Цам-Сергеевой (1960), «Талант и неволя» О. С. Викторова, Т. ставит пьесы В. В. Овечкина — «Навстречу ветру» (1959), «Летние дожди», «Время пожинать плоды» (обе в 1960). В 1983 труппа курского драматического Т. получила новое здание в центре города.
   Наряду с профессиональным драматическим Т. в Курской области постоянно существовали любительские труппы (см. статью « Художественная самодеятельность»).
   В 1921 в Курске была предпринята попытка создания альтернативного драматического Т. — при «Кооперативном кафе» в помещении гостиницы был организован Т. революционной сатиры (Теревсат), одним из художников которого был А. А. Дейнека. Теревсат был организован «в порядке общественной инициативы группой артистов, художников и литераторов» и являлся местом реализации творческих поисков синтеза различных видов и художественных направлений искусства.
   К началу ВОВ в Курской области функционировало три Т.: Областной драматический Т. им. А. С. Пушкина, Областной передвижной Т. с базой в г. Белгороде и Колхозно-совхозный передвижной Т. с базой в Старом Осколе, а также ансамбль музыкальной комедии и четыре концертные бригады при Областной филармонии.
   В настоящее время в Курске, кроме драматического Т., функционирует областной Т. кукол и Театр юного зрителя «Ровесник».
   Первая попытка создать кукольный Т. была предпринята осенью 1935 — при областном драматическом Т. стал работать небольшой профессиональный коллектив кукольников под руководством актёра Георгия Стеффена. Художественный руководитель драматического театра А. И. Канин старался помочь кукольникам, разместив в одном из фойе зал и сцену. 12 ноября 1935 состоялась премьера (пьеса Е. Сперанского «Вор-нахал — человеком стал»). В дальнейшем было дано еще несколько спектаклей. Лишь в апреле — мае 1944 в Курске организовался самостоятельный кукольный театр. В коллективе стали работать имевшие богатый опыт работы воронежские кукольники Михатовы. Труппа вначале состояла всего из пяти актеров. Длительное время кукольный Т. не имел своего постоянного помещения; лишь в 1965 кукольному Т. было передано здание школы № 4. С 1944 по 1964 режиссером и художественным руководителем работал в театре И. К. Емельянов, впоследствии Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, директором – А. Д. Мшастый. С 1972 по 1988 кукольный Т. возглавлял режиссер-постановщик А. В. Сезоненко. В эти годы был поставлен ряд спектаклей, которые завоевали признание зрителей и критики, в том числе несколько спектаклей для взрослых («Прелестная Галатея» В. Гадора, С. Дарваша, «Пират и призрак» А. Вагенштейна, «До третьих петухов» В. Шукшина, «Иностранец в Риме» М. Зощенко и В. Маслова). На протяжении многих лет интересную игру показывали В. И. Михатова, Ж. А. Жемерина, Е. Н. Афанасьева, Л. А. Марголина, В. Дородных и др. С 1995 труппой руководит Заслуженный артист УССР В. Ф. Бугаев. Кукольный Т. гастролировал во всех районах Курской области, побывал в Орловской, Харьковской, Сумской, Кировоградской и др. областях Союза ССР, был награжден Дипломом I ст. Министерства культуры СССР, памятной медалью и грамотой Министерства культуры Венгерской народной республики и др. дипломами.
   Появление в октябре 1992 Закона РФ «Основные законодательства Российской Федерации о культуре» привнесло в театральную жизнь много нового. Одна из статей Закона отменяла монополизацию в искусстве. Каждый артист, режиссер, художник получил юридическое право на выражение авторского «я» и мог создавать самостоятельные творческие объединения. Благодаря этому закону в Курске появилось товарищество «Артист» во главе с директором-распорядителем Л. Манякиной. Для работы была выбрана сцена Курской областной филармонии. Первый спектакль альтернативная творческая группа сыграла в 1993. Это был спектакль по пьесе Юджина О’Нила «Страсти под вязами». Ее следующую постановку (1995) — «Цыганка мне сказала...» Б. Вайме и Т. Тердзори осуществил режиссер Михаил Резцов. Товариществу «Артист» принадлежит инициатива по возрождению на курской сцене водевиля, длительное время не ставившегося в городе, — в 1996 зрители увидели водевиль В. А. Соллогуба «Беда от нежного сердца» (режиссер Станислав Таюшев). Этот же режиссер поставил здесь еще один спектакль — «Нельскую башню» по А. Дюма. Интересные образы в спектаклях создали заслу-женные артисты России Людмила Манякина, Геннадий Стасенко, Александр Олешня, актеры Юрий Архангельский, Денис Дощечкин, Людмила Мордовская и др.
   Художественному рождению спектаклей постоянно помогают частная галерея современного искусства «АЯ», художник-модельер В. В. Геппа, художник по костюмам Галина Шадрина.

   Лит.: Брянский A. M. K истории русского провинциального театра, в сб.: «О театре», под ред. С. С. Данилова, С. С. Мокульского, М.-Л., 1940, с. 155-176; Бассаргин Б., Вторжение в жизнь, «Театр», М., 1947, с. 82 – 88.

На главную страницу