ШВАРЦ, Вячеслав Григорьевич [22.IX(4.X).1838 – 29.III(10.IV).1869] — художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи, академик АХ (с 1865), член Императорской Археологической комиссии. Род. в Курске в семье генерала Григория Ефимовича Шварца (на месте, где стоял дом Г. Е. Шварца на ул. Советской ныне находится школа № 18, на стене которой 4 октября 2007 установили мемориальную доску). С трехлетнего возраста жил с родителями на Кавказе по месту прохождения службы отца; с 1846 — в родовом имении «Верховый Белый колодезь» Щигровского уезда Курской губернии (ныне — с. Белый колодец Колпнянского р-на Орловской области). В возрасте 9 лет Ш. был зачислен в пажи к Высочайшему Двору. Желал быть военным, но родители определили его в 1853 в Александровский (бывш. Царскосельский) лицей, который он окончил с золотой медалью в 1859. После этого Ш. служит в канцелярии Кавказского и Сибирского комитетов; в течение трех лет посещает вольнослушателем историко-филологический факультет Петербургского университета, где слушает лекции профессора истории Н. И. Костомарова, оказавшие решающее влияние на формирование Ш. как исторического живописца, и, одновременно (до 1863), — батальный класс Академии художеств профессоров Бруни и Виллевадье. В 1863 Ш. с группой др. русских художников был командирован во Францию в Барбизон на натурные этюды. В 1867 Ш. вторично побывал во Франции в качестве правительственного комиссара русского художественного отдела на Всемирной выставке в Париже. За организаторскую деятельность в этой должности Французское правительство наградило Ш. орденом Почетного легиона, а его работы были оценены золотой и бронзовой медалями выставки. В последние годы жизни проживал попеременно в Петербурге, в Курске или в имении «Верховый Белый колодезь». В феврале 1868 вышел в отставку в чине коллежского советника, но тут же был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным Курского земского собрания. Умер в Курске.
   По воспоминаниям современников «весь город Курск провожал его тело до заставы. Затем по всему пути на расстоянии 70 верст со всех сторон стекался народ... В городе Щигры по желанию дворянства тело его стояло три дня в соборе и только восьмого апреля прибыло в с. Белый Колодезь, где при громадном стечении народа совершено погребение...». В настоящее время на территории усадьбы Ш, построена школа, в одной из комнат которой действует музей Ш, а в вестибюле школы в ноябре 2007 установлен бюст художника работы курского скульптора С. В. Третьякова. От усадьбы сохранились остатки старого парка, имеющего планировку в регулярном стиле с поперечными аллеями из клёна, липы, сосны, лиственницы.
   Первые эскизы к историческим картинам «Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием» и «Иоанн Грозный под Казанью» Ш. набросал в 1859 – 1860. В 1861 за эскиз картины «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» художник получает малую серебряную медаль. С 1860 и до своей безвременной кончины создает полотна исторического содержания: «Куликовская битва», «Взятие Казани Иоанном Грозным», «Посол от князя Курбского. Василий Шибанов перед Иоанном Грозным» (1862), «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» (1864), «Царь Алексей Михайлович, играющий в шахматы» (1865), «Вербное воскресенье во времена Алексея Михайловича» (1865, Государственный Русский музей. За эту картину Ш. был удостоен звания академика живописи и действительного члена Русского археологического общества), «Иностранные послы в Посольской избе XVII в.», «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме» (1867, Гос. Третьяковская галерея), «Гонец XVI века», (1868, Гос. Третьяковская галерея) и, наконец, лучшее из своих творений — «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» (Щигры, 1868, Гос. Третьяковская галерея). Эскизы пейзажей и типажные портреты крестьян к последней картине художник писал в курском имении родителей, запечатлев тем самым этнографическую обстановку середины прошлого века на Курской земле. В своих жанрово-исторических картинах и рисунках живо воссоздавал быт русских людей 16 – 17 вв., их облик и характеры. В лучших работах Ш. ощущается социальная тенденция, ставятся сложные психологические задачи. Ш. является также автором иллюстраций к «Песне о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова и к роману А. К. Толстого «Князь Серебряный», эскизов костюмов к спектаклям по пьесам А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович». В Курской картинной галерее хранится около тридцати работ Ш., в основном, представляющих собой этюды к картинам, детские и лицейские рисунки, барбизонские этюды, а также несколько картин, из которых наибольший интерес представляют его ранние работы времен учебы в Александровском лицее: «Макет акулы», «Отстреливающиеся французские солдаты» (1857) и др. В Государственном архиве Курской области хранится большое собрание документов семьи Ш.

   Лит.: С. Таранушенко. Шварц. Курск. 1946; В. Толстой. В. Г. Шварц. М. – Л., 1947; А. Г. Верещагина. Вячеслав Григорьевич Шварц. Л. – М., I960; А. Г. Верещагина. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX в. М, 1990; И. Чучерова. Память на века. Курская правда № 552 от 8 ноября 2007.

На главную страницу