ШУХОВ, Владимир Григорьевич [16(28).VIII.1853 - 02.II.1939] — инженер-изобретатель, ученый-универсал. Из дворян курской губернии. Отец - Шухов Григорий Петрович - коллежский секретарь, казначей губернского правления (1855). Мать - Вера Пожидаева - владела усадьбой в Щигровском уезде.
   В 1871 г. окончил с отличием гимназию в Петербурге, после чего продолжил учебу в Императорском Московском техническом училище. Еще студентом, Шухов создал свое первое изобретение — конструкцию паровой форсунки.
   В 1876 г. Шухов окончил училище с золотой медалью и был послан в годичную командировку для стажировки в США.
   В 1877 – 1878 гг. – начальник чертежного бюро Варшавской ж.-д. в Петербурге.
   С 1878 г. — технический директор и главный инженер патентно-инновационного бюро А. В. Бари.
   С 1917 по 1933 гг. – гл. инженер завода «Парострой».
   Основные труды Шухова были посвящены технологии и оборудованию для нефтяной промышленности, теплотехники и строительства. В области технологии и оборудования для нефтяной промышленности он предложил ряд принципиально новых решений для производства, хранения и транспортировки нефти.
   В 1889 г. построил и сдал в эксплуатацию в Баку первую установку для перегонки нефти, на которую получил свою первую привилегию России (патент) на изобретение № 4068 «Устройство для непрерывной дробной перегонки нефти» с приоритетом от 31 декабря 1888. В том же году разработал способ выкачивания нефти из скважин путем накачки в них воздуха или воды (патенты России №№ 11531 «Эрлифт-насос» за 1889 и 4782 «Гидравлический дефлегматор» от 25.09.1890).
   В 1891 г. Шухов запатентовал промышленную установку для перегонки нефти с разложением, в которой впервые в мире осуществлялся крекинг-процесс в жидкой фазе. Руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских нефтяных промыслов до Баку (1897), создал первый в мире мазутопровод с подогревом перекачиваемого мазута отработанным паром паровых насосов.
   Шухов установил приоритет России в деле проектирования и строительства крупнотоннажных нефтеналивных барж грузоподъемностью до 12 000 тонн.
   Параллельно, еще с 1890-х, Шухов начинает заниматься конструированием водотрубных паровых котлов (патенты России №№ 6205 и 6206 от 27 июня 1896, № 23839 от 30 апреля 1913, патенты СССР №№ 1097 и 1596 от 1926, № 2520 от 1927) для паровозов, доведя время готовности паровоза к старту до 20 – 30 минут. Котлы «системы Шухова» завоевали золотую медаль международной выставки в Париже и вскоре обрели всемирную известность.
   В области строительной техники им разработаны конструкции легких и экономичных перекрытий различных типов (патенты России №№ 1894 «Сетчатые покрытия для зданий» и 1895 «Сетчатые сводообразные покрытия» от 12 марта 1899). Одно из таких «покрытий» реализовано, например, в конструкции и ныне существующего дебаркадера Киевского вокзала в Москве (построен в 1915). Патентом № 1896 от той же даты Шухов защитил конструкцию ажурной башни в виде однополостного кругового гиперболоида. Гиперболоидные башни, которые монтировались только из прямолинейных брусьев и не содержали ни одного гнутого элемента, нашли применение и в качестве водонапорных башен, и в качестве маяков. Одна из башен, соответствующих патенту № 1896, высотой 150 м, была построена в 1921 г. в Москве для первой всероссийской радиотелеграфной станции. Её до сих пор называют «башней Шухова».
   Гиперболоидные сетчатые башни использовались также и в качестве корабельных мачт. Они сохраняли устойчивость даже после многих попаданий снарядов в них. Первые такие мачты были установлены на линкоре «Император Павел I» в 1903 г. Так как патент Шухов действовал только на территории России, то американцы тут же начали оснащать гиперболоидными сетчатыми мачтами и свои военные корабли.
   По проектам Шухова было построено около 500 мостов, в частности, через такие реки, как Волга, Ока, Енисей. Он же выполнил работы по выпрямлению минарета медресе Улугбека в Самарканде и много др. инженерных работ.
   Во время 1-й мировой войны Шухов спроектировал более 40 типов подводных мин, создал принципиально новую конструкцию платформы для тяжелых артиллерийских орудий, которые, кроме своей основной функции, служили и для передвижения этих орудий.
   За период с 1888 по 1934 гг. в царской России и в СССР Шухов получил всего 17 патентов на изобретения — большинство своих многочисленных изобретений Шухов не считал нужным патентовать.
   Погиб в Москве в результате несчастного случая. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

   Шухов — Почетный член Академии Наук СССР, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1928), Герой Труда (1932), Лауреат премии им. В. И. Ленина (1929).
   В Москве на здании НИИ «Проектстальконструкция» (бывш. бюро А. В. Бари) и на доме, где жил Шухов, установлены мемориальные доски.
   В 1963 г. именем Шухова в Москве названа улица в р-не Шаболовки, а в ноябре 2008 г. на Сретенском бульваре установлен памятник.
   Имя Шухова носит Белгородский гос. технический университет.
   На родине Шухова в г. Грайворон Белгородской области его именем названа одна из улиц и городской сад, где установлен памятный обелиск.
   Начиная с 1990-х, в России ежегодно проводится конкурс им. В. Г. Шухова на звание «инженер года».
   В 2002 г. его лауреатами стали четверо курян: директор научно-технического центра ЗАО «Курскрезинотехника» А. Яковенко, гл. инженер ОАО «Электроаппарат» П. Ишков, начальник КБ з-да «Прибор» Т. Чаплыгина и директор института экологической безопасности М. Рудник.
   В 2005-2009 гг. в г. Гуанчжоу (КНР) построена телебашня гиперболоидной конструкции (патент 1899 В.Г. Шухова) высотой 600 м. — вторая по высоте в мире. Башня представляет комбинацию гиперболоидной несущей сетчатой оболочки и центрального ядра. Сетчатая оболочка башни выполнена из стальных труб большого диаметра.

   Ист.: И. Я. Конфедератов. Владимир Григорьевич Шухов, М.—Л., 1960.

На главную страницу