ШАЛМАТОВ, Сысой Изотович (1720 – 1789?) — скульптор. Род. в г. Осташкове Тверской губернии (ныне — Тверской области). Столярному и слесарному ремеслу Ш. научился в Твери, в народном училище. Уже тогда он выполнил несколько заказов для городской ратуши. Местным народным училищем в то время руководил воспитанник Киевской академии, архиепископ Тверской и Кашинский Ф. Лопатинский (1680—1741), который посоветовал Ш. перебраться в Курск, где в то время строилось много новых храмов и перестраивались старые. Для их убранства были нужны иконописцы, рабочие по металлу, золотари. Вскоре, а это был 1749, «купец и мастер резьбы по дереву» Ш. переезжает в Курск. В следующем году он уже имел здесь свою мастерскую, быстро наладив дело. Набрал в нее способных местных мастеров. У Ш. было много заказов по изготовлению величественных резных иконостасов для храмов Курска, Белгорода, которые возводились в этих городах один за одним.
   В 1754 – 1764 осуществлялась перестройка Знаменского Богородичцкого монастыря Курска, настоятелем которого был выпускник Киевской академии архимандрит Г. Антонский. В этом монастыре в 1760-х работал и Л. Кордет, который занимался составлением географического словаря, начатого еще М. Ломоносовым.
   В трех церквях монастыря — Знаменской, Богоявленской, Петропавловской — вместо старых были изготовлены новые барокковые иконостасы. Столярные работы и резьба по дереву выполнялись под руководством Ш.
   В 1750 – 1760-х по инициативе епископа Иоасафа Белгородского в Белгороде также возводились новые храмы, украшенные иконостасами с изысканной резьбой, которая изготавливалась в мастерских Ш. Это делалось в церквях Успения Богородицы, Антония и Феодосия, в величественном соборе Троицкого монастыря. Дерево для резьбы заготовлялось в лесу рядом с с. Старица.
   Величественные иконостасы, которые изготавливались в мастерских Ш., отличались богатством декоративного убранства. Он использовал в резьбе, наряду с традиционными виноградными лозами и листьями аканита, местные растительные мотивы — цветы мальв, георгин, роз, бархатцев, подсолнечника. Весь замысел мастера был подчинен единой цели — поразить человека в храме во время церковных служб, вызывать у него глубокие эмоциональные и эстетические переживания от неповторимой красоты иконостаса, который, устремляясь вверх, переливался щедрой позолотой. Будучи ярким представителем эпохи барокко, для которой характерен всеохватывающий дидактизм (морализация), Ш. ввел в изготовленные им в Украине иконостасы круглую скульптуру. Всю архитектонику и образно-пластическое их украшение он подчинил утонченной резьбе.
   Увеличение роли скульптуры в декоративно-художественном убранстве интерьеров храмов соответствовало мировоззренческо-творческим задачам барокко, пришедшего в Украину из Западной Европы.
   Но вскоре условия для работы в Курске для Ш. ухудшились. В начале своего правления Екатерина II усилила антиукраинскую политику. Согласно инструкциям, которые Екатерина II дала наместнику Украины графу П. Румянцеву, он был обязан «искуснейшим образом присматривать за архиереями, дабы они не выступали из надлежащего сана своих пределов, рассеивая в народе простом предосудительные плевеллы». По поручению императорского двора и Синода надзор за архиереями поручили проводить П. Крайскому, которого перевели на епископскую кафедру в Белгороде. Он жестоко расправлялся с подчиненным ему духовенством, усердно выполняя указание Синода. С тех пор по указанию официального Санкт-Петербурга Синод стал вмешиваться в строительство и убранство храмов. Это и привело к отъезду Ш. из Курска, где он имел большую мастерскую и учеников. По совету друзей мастер перебрался в Ахтырку, где велось большое храмовое строительство и было много заказов. Там Ш. и скончался.

На главную страницу