СТАРОВЕРОВ, Павел Константинович (1884 - 6.V.1959) - педагог, краевед. Род. в с. Ноговицыно Нижегородской губернии в крестьянской семье. Учился в земской школе. В 1905 закончил Казанский учительский институт. В 1918 - 1925 С. был учителем и заведующим Бесединской школой, с 1925 по 1941 - преподавателем Курского педагогического техникума и директором опытно-показательной школы при нём. Если в Бесединской школе С. создал практически первый в нашем крае школьный музей, то в техникуме он выступил первопроходцем внедрения краеведения в учебный процесс. В докладе "Основные задачи на 1926/1927 учебный год" С. обратил внимание на необходимость изучения большинства предметов на краеведческий основе. Как педагог-организатор, С. был избран делегатом на первый Всероссийский съезд учителей в 1925, активно участвовал в его работе, а позже пропагандировал идеи съезда и проводил их в жизнь. И в учебном, и в исследовательском процессе двери опытно-показательной школы были открыты и для студентов педтехникума, и для учителей Курска. Будучи на посту директора института усовершенствования учителей (1944 - 1957), он проявил себя живым человеком с творческим умом и любящим сердцем, умелым организатором. Излюбленной стороной жизни С. являлась лекторская деятельность, которой С. занимался с увлечением и любовью. Его глубоко продуманные и прекрасно отработанные лекции сочетали свободу и высоту мысли с чистотой диалектического мировоззрения. С. был не только незаурядным руководителем и талантливым лектором, но и опытным профессиональным методистом, имевшим большие склонности к научной литературной работе. В числе его трудов можно назвать "Районный педагогический кабинет" (1948), "Учебно-опытный участок начальной школы" (1949), "По родным местам" (1951), "Заметки о советской школе" (1953), "В новой школе" (1957) и др. Этими трудами, каждый из которых является своеобразным свидетелем и историческим источником 1940 - 1950-х, автор внёс вклад в историю народного образования Курского края. В работе "По родным местам" повествуется об учебно-воспитательном значении краеведения; автор выступает талантливым пропагандистом и воспитателем патриотизма, обосновывает необходимость создания в каждой школе нашего края летописи событий 1941 - 1945. В этой связи автор дал аналитическое обозрение рукописного сборника "Пережитое", в котором выступили учащиеся Дмитриевской средней школы. С. было присвоено звание "Заслуженный учитель школ РСФСР", он был награждён орденом Ленина, медалью К. Д. Ушинского, другими медалями.

   А. С. Амоскин
   Соч.: В новой школе. Из воспоминаний учителя. Курск, 1957, с.4

На главную страницу