СФЕРОПЛАН — оригинальный по схеме летательный аппарат, построенный летом 1909 г. курским изобретателем А.Г. Уфимцевым.
   Аппарат имел круглое крыло, такое же круглое горизонтальное оперение на плоской расчалочной ферме и трехколесное шасси (с носовым колесом).
   Оборудован двухцилиндровым, двухтактным двигателем (20 л. с.) конструкции А.Г. Уфимцева с двумя соосными воздушными винтами, тоже собственной конструкции. Две лопасти воздушного винта были прикреплены к цилиндрам двигателя, а две — к носку картера. Такое крепление лопастей сделано впервые в мире, так же как и круглая форма крыла и оперения. Трехколесное шасси с носовым колесом выполнено Уфимцевым впервые в России и одновременно с Г. Кертисом (США).
   Крыло состояло из круга-рамы диаметром 3,4 м и площадью 9 м2 с шестью планками-нервюрами (“подрешетинами”), имевшими выгиб кверху в форме параболической пологой дуги с полотняной обтяжкой поверху. Рама расчалена к трем парным бамбуковым стойкам, несшим велосипедные колеса. Вертикальная хвостовая ферма, также бамбуковая, частично затянута полотном и образовывала “флюгер” (воздушный киль). Руль направления находился за винтом. Все было расчалено большим количеством тонких проволок, что обеспечивало неизменность формы и легкость при достаточной прочности.
   Сфероплан испытывался, делал пробежки, но от земли не отрывался. Изобретатель посчитал, что не хватает мощности двигателя.
   В 1910 г. Уфимцев собирает два биротативных двигателя: четырех- и шестицилиндровый. Проект четырёхцилиндрового двигателя не удовлетворил автора.
   Получив небольшой кредит от частных лиц, заложив дом и используя свои наличные средства Уфимцев собирает шестицилиндровый с объёмом 3,3 лит, 1000 об/мин, 40 л.с., масса 50 кг.
   Перестроенный летательный аппарат получил название "Сфероплан 2".
   Схема и конструкция — та же, но размеры увеличены вдвое: площадь крыла 36 м2, площадь руля высоты 4 м2. В крыле 11 нервюр. Вертикальная бамбуковая ферма соответственно увеличена и усложнена. Сиденье помещалось между задними стойками шасси на нижнем поясе фермы. Биротативный шестицилиндровый двигатель установлен под передней кромкой крыла на вертикальной раме.
   В июне 1910 г. законченна постройка летательного аппарата и проведены первые испытания.
   Выяснилось, что двигатель не мог долго работать, заедали поршни. Испытания закончились остановкой двигателя, мотор был снят и отправлен в мастерскую на доработку. [В настоящее время (1988) этот двигатель экспонируется в Центральном доме авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе г. Москва] .
   Уфимцев спроектировал новый шестицилиндровый двухтактный биротативный двигатель с объёмом 5,6 лит, 1000 об/мин, 60-75 л.с., масса 58 кг., который построили на Брянском паровозостроительном заводе.
   После замены двигателя испытания "Сфероплана 2" продолжили. Но взлет опять не получился. Центровка аппарата оказалась слишком передней.
   11 июля 1910 г., налетевший шквал перевернул и разрушил летательный аппарат. Отсутствие средств не позволило Уфимцеву его восстановить.
   Экспериментальная и производственная базы которыми располагал А.Г. Уфимцев явно были недостаточны. Государство не оказало изобретателю никакой поддержки и он вынужден оставить работы в области летательных аппаратов.
   В марте 1912 г. двигатель со "Сфероплана 2" экспонировался на Второй Международной воздухоплавательной выставке в Москве. Жюри под председательством профессора Н.Е. Жуковского наградило А. Г. Уфимцева большой серебряной медалью [в настоящее время (1988) этот двигатель под маркой АДУ-4 выставлен в Музее Военно-Воздушных сил в Монино].
   В Германии над биротативными двигателями работал авиамоторный отдел фирмы « Сименс—Гальске» в Берлине. И только к концу 1918 г. эти работы завершились созданием одиннадцатицилиндрового двигателя мощностью 200 л. с., с ча­стотой вращения вала и цилиндров 900 об/мин.

   Ист:
   ЦГВИА, ф. 802, оп. 3, д. 1637, л. 202.,
   “Библиотека воздухоплавания”, 1910, № 7, с. 1—11.,
   “Вестник воздухоплавания”, 1911, № 10, с. 33; № 11, с. 27.,
   "Аэро- и автомобильная жизнь", 1910, № 16, с. 20 и 21.,
   Авиация в России изд . «Машиностроение» 1988. ISBN 5-17-00300-6

На главную страницу