САМСОНОВ, Виктор Степанович (1939 - 2001) — коллекционер русского искусства, меценат, литератор, президент регионального общественного фонда «Петербург Достоевского».
   Родился в с. Глушково Курской области. Учился в Суворовском военном училище, сначала в Курском, а затем в Дальневосточном, которое закончил с серебряной медалью. Имел первый разряд по боксу и лёгкой атлетике, диплом профессионального переводчика (немецкий язык).
   По окончании Суворовского училища поступил в Высшее военно-морское училище связи им. АС. Попова, в котором проучился один год.
   В 1959 г. поступил на радиотехнический факультет Ленинградского Электротехнического института имени Ульянова (Ленина). Все студенческие годы вынужден был подрабатывать. Организовал бригаду из четырех студентов по разгрузке сахара из вагонов на Пискаревских складах, получая по 24 руб. за вагон.
   В 1965 г. окончил институт. Семь лет работал в Институте ядерной физики. Свободное время посвящал изучению истории изобразительного искусства.
   С 1974 г. стал заниматься собирательской деятельностью.
   В 1976 г. перешел в Художественный фонд Союза Художников СССР, где проработал десять лет.
   С 1986 г. занимается только коллекционной деятельностью в области русского искусства.
   За двадцать с небольшим лет Самсонов осуществил сотни выездов в районы Урала, Карелии, Архангельской, Вологодской областей, деревень, сел и городов Центральной России. Им были найдены редчайшие иконы, книги, предметы крестьянского быта и церковной утвари XVI—XVIII веков.
   В 1989 г. его коллекция была зарегистрирована в Ленинградском отделении ЮНЕСКО как "Частный Художественный Музей им. В. Самсонова".
   В 1992 г. в Московском выставочном центре «Манеж» прошла первая выставка его коллекции, где было выставлено 2000 предметов. Это были: около двухсот картин семидесяти художников разных направлений от экспрессионизма до соцарта; русская деревянная скульптура, прикладное искусство, предметы быта, старопечатные книги; раздел Сталинской эпохи: бюсты, знамена, живопись и др. Каталог этого собрания был издан Государственным Эрмитажем.
   Часть собрания Самсонов передал в Ханты-Мансийский художественный музей. Многие иконы отдавал монастырям и церквям. В искусствоведческих кругах Санкт-Петербурга его называли «Третьяковым XX века».
   В 1993 г. Самсонов пытается открыть в Северной столице частный музей Древнерусского искусства. Он обивает пороги чиновников с единственной просьбой выделить под музей здание, но везде получает отказ и идея открытия музея не осуществилась.
   С 26 января по 6 февраля 1994 г., в BORЕV ART GALLERY (Литейный пр., 58) состоялась выставка "Современная живопись из собрания Виктора Самсонова", представлявшая уникальную художественную коллекцию.
   В 1996-1997 гг. в Елагинском дворце под Петербургом состоялась вторая выставка «Русское искусство ХII-ХХ в.в. из музея В.Самсонова». «На выставке были представлены иконы во всем разнообразии школ и стилистических направлений» (акад. Н.В.Мальцев, Русский музей). Самым большим разделом выставки была экспозиция народного искусства, предметы быта, утварь, прялки, ковши и др. В интервью, по поводу открытия выставки, Самсонов отметил отношение чиновников к своему делу: "...никто не учитывал ни знания, ни затраты, ни риск, а то и всю потраченную на это жизнь».
   Период собирательства коллекции пришелся на время, когда «преступник» и «коллекционер» были в Советском государстве однозначным понятием. Он пережил: тринадцать вызовов к следователям, два разбойничьих нападения, десять покушений, восемь автокатастроф. После последней аварии он ослеп.
   27 декабря 1997 г. немецкая газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» в статье о собрании Самсонова писала: "...государство «не поддерживает русских коллекционеров и нет места ни ему, ни его семье, ни его коллекции в своей стране».
   После смерти Самсонова коллекция была рассеяна, значительная часть находилась в неизвестности, постепенно приходя в ветхость. Обнаружил ее, сложенной для временного хранения в одном из подмосковных храмов, предприниматель и меценат М.Ю. Абрамов. Он приобретает эту часть коллекции.
   31.01.2011 в Москве М.Ю. Абрамов открывает первый в России частный Музей русской иконы.
   В настоящее время (2013) часть коллекции Самсонова принадлежит частному Музею русской иконы - самому крупному и значительному по уровню представленных произведений, насчитывающего более 4000 единиц хранения. Подлинными шедеврами в собрании являются: подписной образ Богоматери Одигитрии кисти Симона Ушакова — одного из знаменитых мастеров Оружейной палаты и основоположника светской живописи XVI в.; греческая икона «Царские врата» - XVI в., «Владимирская Богоматерь» и «Святой Николай» (2-х сторонняя икона, XVI в.); «Распятие», «Дмитрий Солунский» (XVIII в.); «Неопалимая купина» (XVIII в.); «Спас на троне» (XVIII в.); «Георгий с житием» (XVIII в.); «Собор Богородицы» (XVIII в.); «Троица» (XIX в.); «Вознесение Илии» (XIX в.) из коллекции Самсонова. Историческое и культурное значение этой коллекции трудно переоценить.
   Ещё в студенческие годы Самсонов начал заниматься литературной деятельностью. Он писал юмористические миниатюры для популярной в Советском Союзе телепередачи «Кабачок 13 стульев». Сотрудничал с А. Райкиным. Его кумиром был писатель М. Зощенко. На свои средства Самсонов установил великому сатирику памятник на его могиле в г. Сестрорецке Ленинградской области. Также на собственные средства был установлен бюст последней Российской императрице - Александре Федоровне на Лазурном берегу Франции (Вильфранш) и святой крест на Дальнем Востоке.
   Он пишет стихи, которые посвящает: поэтам (А. Ахматова, В. Высоцкий), событиям происходившим в стране в 1880-x — 1990-х гг., любимым женщинам. Творческое наследие Самсонова: 12 поэм, более 70 стихотворений, 20 миниатюр было издано отдельной книгой в Челябинске.
   Умер и похоронен в Петербурге.

   В Глушковском краеведческом музее (2013) идет сбор материалов и подготовка экспозиции, посвященной жизни и деятельности Самсонова.

   Э. Холчева. Открытый музей №2 2012 Курский альманах истории и культуры.

На главную страницу