ПРАВОСЛАВИЕ — одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Среди верующей части населения православные преобладают в Греции, в ряде республик Югославии (Сербия, Македония, Черногория), в Румынии, Болгарии, на Кипре. В бывш. СССР последователи П. превалируют среди верующих в России, на Украине, в Белоруссии, Грузии и Армении.
   Размежевание в христианстве между П. (восточным христианством) и католицизмом (западным христианством) достаточно явственно выявилось после раздела Римской империи на Западную Римскую и Восточную Римскую империи (395) и было связано с различием в историческом (социально-экономическом, политическом, культурном) развитии обеих частей империи. Дальнейшее постепенное углубление расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному разделению общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную); оно произошло в 1054 и завершилось после захвата в 1204 крестоносцами Константинополя.
   В 988 П. принял великий киевский князь Владимир Святославич. Затем он обратил в православие свою военную дружину, после чего насильно крестил в р. Днепр киевлян и в течение 28 лет деятельно занимался распространением П. во всех подвластных ему землях Древнерусского государства. «Князь Владимир заповедал, — пишет святитель Иларион, — по всей земле своей креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя Святой Троицы, и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, если кто и не по любви, то из страха к повелевшему: так как благоверие в нем соединено было с властью. И в одно время вся земля наша стала славить Христа с Отцом и Святым Духом... Он обратил от заблуждения идолопоклонства не одного человека, не десять городов, но всю область свою» (Прибавление к творениям Святых Отцев. Ч. П. – С. 273, 277). При этом по всем городам и сёлам начали строиться культовые здания — церкви, что повлекло за собой появление нового, хорошо организованного сословия служителей православной церкви, которое ревностно стояло на страже монопольного права на владение душами подданных государства. В Х – XI вв с постепенным вхождением посеймских земель в состав Древнерусского государства, завершённым уже сыновьями Владимира Святославича — князьями Мстиславом и Ярославом Владимировичами, П. пришло и в Курский край, вытеснив языческую веру курян в богов-фетишей. Опорой П. в Курском крае стали монастыри, построенные в Курске (Знаменский), Рыльске (Никольский), Льгове (Ольгов монастырь) и в м. Свободе (Коренная пустынь). Эти монастыри, окруженные крепостными стенами, были не только религиозными центрами, но и служили в качестве военных крепостей.

   В настоящее время П. исповедует подавляющее число верующих курян. По состоянию на 2002 в Курске Русскую православную церковь (Московский патриархат) представляли двадцать три организации. При Курской епархии была создана общественная организация «Диакония», в которую вошли священники и прихожане. Члены «Диаконии» участвуют в решении проблем, связанных с деятельностью епархии, а также занимаются благотворительностью. Курская епархия имеет свою страницу (сайт) во всемирной сети «Интернет». П. представлено в области также истинно православной (катакомбной) и древлеправославной (старообрядческой) церковью, независимой от Русской православной церкви. Под омофор Курского епископа старообрядческой церкви вошли старообрядческие общины Курского и Золотухинского районов Курской области, Краснодарского края, Дагестана и г. Кременчуга (Украина).

На главную страницу