ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ — государственная служба, обеспечивающая прием и доставку почтовых отправлений (письменных, телефонно-телеграфных сообщений и небольших грузов) и осуществляющая переводы денежных средств. Почтовая связь – наиболее массовый и доступный вид современной связи и представляет собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств.
   Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально осуществлялась через посыльных гонцов, которые приносили устные сообщения, либо письменные или облечённые в символическую форму.
   В Древней Греции, Персии, Египте, Китае, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная почтовая связь. Письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты.
   В XIII в. слово post впервые стало употреблять в значении «почта» в Европе.
   Организация почтовой связи России относится к XVII в. и связана с именем боярина А.Л. Ордина-Нащокина. При нём появилась Ямская гоньба, как государственная служба.
   В 1782 г. с учреждением Почтового департамента Ямская гоньба именуется почтовой связью.
   В 1830 г. была учреждена контора почтовой связи и в Курске. Здание почтовой конторы располагалось на ул. Московской в большом каменном здании. Почта из Курска отходила по вторникам и пятницам во все губернии и города России, а приходила по средам и субботам.
   В 1832 г. был изобретён телеграф, который со временем стал неотъемлемой частью почтовой связи.
   В 1874 г. на Первом Международном почтовом конгрессе 22 страны, в том числе Россия, подписали Всеобщий единый почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 — Всемирный почтовый союз).
   В 1876 г. был изобретён телефон, который тоже стал широко использовался почтовой связью.
   В 1878 г. была заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая обмен корреспонденцией, содержащей письменные сообщения.
   В 1886 г. почтовая и телеграфная конторы Курской губернии были объединены в Курскую губернскую почтово-телеграфную контору, вошедшую в состав единого почтово-телеграфного округа, включавшего в себя территории Курской и Харьковской губерний с центром управления в Харькове. Наряду с губернской конторой в Курске имелась городская почтово-телеграфная станция. В нее входили отделение судо-сберегательных касс и железнодорожные почтовые отделения Управления перевозки почт по железным дорогам с центром в Москве. В городе было 16 почтовых ящиков, расположенных в наиболее оживленных местах, в том числе при здании почтово-телеграфной конторы, при доме губернатора, у Херсонских ворот, у магазина "Лувр", при гостиницах Монтрезор и "Бель-Вю", при городском вокзале, у богоугодных заведений.
   В 1905 г. в Курске была открыта привокзальная почтово-телеграфная контора.
   После Октябрьской революции с 1 января 1918 г. почтовые предприятия Курской губернии находились в ведении комиссара, назначенного распоряжением Харьковского почтово-телеграфного округа.
   В сентябре 1918 г. было создано Курское губернское почтово-телеграфное управление (Губпочтель).
   В период Гражданской войны в России почтовая связь между Курском и уездами, по решению Курского губернского комитета, осуществлялась курьерами.
   7 сентября 1922 г. на основании постановления Президиума ВЦИК было введено окружное управление органами связи и почтовая связь Курской губернии вошла в состав Орловского округа связи.
   17 мая 1924 г. Курская почтовая связь была передана в Воронежский округ связи.
   На 30 апреля 1925 г. почтовой связью было охвачено свыше 266 тыс. жителей Курска, на одного жителя приходилось 8 - 9 почтовых отправлений. Почта доставлялась в железнодорожное почтовое отделение на мотоциклах. Приём срочной корреспонденции и денежных переводов осуществлялся круглосуточно. При Курской почтово-телеграфной конторе работала сберегательная касса, были организованы приём и доставка телеграмм по телефону, работала конная почтовая станция.
   В 1927 г. в Курске имелось 5 городских агентств: при гос. банке, Доме Ильича, губ. финансовом отделе, сахаротресте и в Ямской слободе.
   С 1 февраля 1930 г. при Курской окружной конторе связи организовалась городская служебная почта, пришедшая на смену курьерской. Ежемесячно она обрабатывала 2500 ед. почтовой корреспонденции.
   В июле 1934 г. в связи с организацией Курской области и областного управления связи, городская почтовая связь стала одним из его подведомственных подразделений.
   В 1937 г. на Курском железнодорожном вокзале впервые открылся диспетчерский пункт, была организована автомобильная доставка почты. Транспорт почтовой связи совершал 20 рейсов в сутки. Осуществлялась пятиразовая выемка писем из 74 почтовых ящиков. Работало 12 доставочных пунктов.
   Накануне Великой Отечественной войны (1941-1945) в городе работали 12 почтовых отделений. В период немецкой оккупации работа почтовой связи была прервана.
   В марте 1943 г. после освобождения Курска почтовая связь с городами страны и регулярная доставка центральной печати были восстановлены. В мае этого же года уже работало 6 почтовых отделений. В этот период почтовая связь являлась основным, а порой и единственным доступным видом связи, т. к. восстановленные линии электрической связи (телефон, телеграф) находились в ведении военных властей.
   В июне 1943 г. были открыты почтовые автотракты (маршруты) Курск-Тим-Старый Оскол, Курск-Щигры-Кшень-Касторное. Восстановлено движение двух кольцевых почтовых маршрутов авиапочты (по районам Курской области) восточного и южного.
   В сентябре 1943 г. организована отправка почтовых вагонов во всех направлениях Курской области.
   В январе 1944 г. почтовая связь в Курске и области была полностью восстановлена.
   В начале 1960-х гг. была активизирована работа по улучшению распространения почтовой связью периодической печати.
   В 1965 г. в Курске имелось 27 отделений связи, 172 участка по доставке корреспонденции и периодической печати, 215 почтовых ящиков, 13 автоматов по продаже конвертов и открыток, 1151 абонементных почтовых ящиков.
   В 1973 г. были внедрены автоматизированные процессы, сортировки почты в целях ускорения доставки, на почтовых предприятиях Курска и Курской области введена цифровая система почтовой индексации.
   В 2001 г. было принято правительственное решение об объединении предприятий федеральной почтовой связи в рамках единой организации – Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Почта России». К настоящему времени в состав ФГУП «Почта России» вошли региональные государственные учреждения почтовой связи, ставшие филиалами ФГУП «Почта России».
   11 июля 2003 г. в канун Дня российской почты и 173-й годовщины со дня учреждения губернской почтовой конторы, в здании Курского почтамта, на Красной площади города, состоялось открытие музея почтовой связи.
   В настоящее время (2014) в состав Курского филиала ФГУП «Почта России» входят 15 почтамтов и 691 отделение почтовой связи (более 600 из которых находятся в сельской местности).
   Филиал предлагает клиентам более 100 видов различных услуг, как традиционных почтовых, так и финансовых, инфокоммуникационных, торгово-розничных и других.
   В филиале трудятся более 3600 человек, из них более 1500 – почтальоны.
   Автопарк филиала насчитывает 145 автомобилей, 119 - по перевозке почты, в том числе — 3 передвижных отделения почтовой связи, по технической оснащенности не уступающих стационарным отделениям. Ежедневно почтовый автотранспорт выходит на 110 маршрутов, 8 из которых - внутриобластные. Недельная протяженность почтовых маршрутов превышает 72 тыс. км.

   А. А. Чегодаева

На главную страницу