ПЛАКАТ (нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — разновидность графики, единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный П. является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. До 2-й половины 19 в. П. называли иногда агитационные гравюры крупного размера, политические афиши во Франции в 18 в. и т. п. П. должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди др. источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, П. использует ряд специфических художественных средств. В П. могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль в П. играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему условных изобразительных средств П. иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). Для многих П. на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера.
   Появление П. (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.). Применение литографии (в т. ч. цветной) позволило издавать красочные П. быстро и большими тиражами. Рекламный П. возник в Западной Европе во 2-й половине 19 в. в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых постепенно всё большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные изображения. Ведущая роль в развитии П. в конце 19 в. принадлежала Франции.
   В эти же годы в России театральные и выставочные П. создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов. В начале 20 в. в области П. успешно работали выходцы из Курской губернии А. А. Чикин, Е. Е. Лансере, Е. М. Чепцов и др. Советский политический П. родился в годы Гражданской войны 1918 – 1920. Развивая традиции сатирической графики русского народного лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. создали по существу новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового П. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали П. подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид П. — «Окна РОСТА». В 1920-х — начале 1930-х гг. важную роль в развитии советского П. сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, и др. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 П. был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом. В 1960 – 1970-е наряду с политическим особенно широкое распространение получили П. кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, П. по безопасности труда. В области театральных П. работали Б. Д. Тузлуков, В. В. Андриевич и др.

   Лит.: Полонский В., Русский революционный плакат, М., 1922; Тугендхольд Я., Плакат на Западе, в его кн.: Художественная культура Запада, М.— Л., 1928; [Ляхов В.], Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917–1932, [М., 1972]; Hutchison Н. F., The Poster. An illustrated history, N. Y., [1968]; Hillier B., Histoire de l’affiche, P., [1970].

На главную страницу