МОЧУЛЬСКИЙ, Феоктист (в миру Иван) (?.?.1729—30.IV.1818) — архиепископ белгородский и курский, писатель, член Российской академии и Харьковского университета.
   Родился в дворянской семье Заднепровской Украины Королевства Польского.
   Образование получил в переяславской семинарии и в Киевской академии, где и постригся в монашество.
   В 1761 г. назначен в сухопутный кадетский корпус г. Санкт-Петербург, на должность законоучителя, которую занимал 6 лет.
   В 1767 г. возведен в сан архимандрита и в течение 17-ти лет настоятельствовал в монастырях:
   - в Петропавловском глуховском,
   - в Рождество-Богородицком гамалеевском,
   - в Златоверхом Киево-Михайловском,
   - в Яковлевском ростовском,
   - в Крестовоздвиженском полтавском.
   В 1775 г. после учреждения славянской и херсонской епархии был назначен коадъютором (как знаток греческого языка), к тамошнему архиепископу Евгению Булгари.
   4 марта 1781 г. стал настоятелем Макариева колязинского монастыря.
   7 января 1784 г. хиротонисан в епископа севского и брянского, викария московской епархии. В севской епархии Феоктист заботился о благоустройстве духовных школ. В духовной семинарии открыл богословский класс.
   С 9 февраля 1787 г. в белгородской епархии (г. Белгород Курского наместничества).
   16 октября 1799 г. белгородская епархия переименована в курскую.
   15 сентября 1801 г. Феоктист возведен в сан архиепископа.
   В Белгородско-Курской епархии Феоктист уделяет большое внимание образованию духовного юношества. Было увеличено количество материальных средств и улучшено учебно-воспитательное дело в харьковском коллегиуме (высшее учебное заведении епархии).
   Была учреждена белгородская (ныне курская духовная) семинария, которую он часто посещает. Составляет учебные планы для всех классов, инструкции инспекторам и написал ряд учебников, которые стали первыми учебниками в Российской империи для семинаристов на русском языке.
   Предписывает преподавать физику, историю, геометрию и механику, "… для общежития необходимые науки". От учеников, как будущих священнослужителей, он требует знания катехизиса, уменья составлять и произносить поучения, петь и отправлять богослужение по уставу. "Невежа или ленивец иерей, прихожан своих не утверждающий в вере и законе, — не вождь ли слепой слепцам!"
   Феоктисту принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыжке, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. На свои средства издал программу преподавания в них учебных предметов.
   Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы, для этого устраивались публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии по разным случаям, с произнесением поставленных на известный предмет речей и од, посвященных разным лицам, в том числе императору.
   В 1817 г. Феоктист открыл в Курске Библейское Общество. Собирает в его пользу значительные пожертвования.
   Проявляя усиленные заботы о просвещении, вверенной ему паствы, он в священнослужители рукополагал только достойных, лично экзаменовал ставленников и вразумлял их насчет обязанностей священнослужения и образа жизни.
   Заботился Феоктист и о поднятии нравственного уровня как белого, так и черного монашествующего духовенства.
   Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений.
   Немало потрудился Феоктист в деле присоединения к православной церкви сектантов — старообрядцев и духоборов, а также и иноверных. Посылал им свои архипастырские "Увещания" и издал для них особое сочинение "Рассуждение о божественности христианского учения".
   С 1810 г. стал хворать и выражал желание удалиться на покой в обоянский монастырь, но был удержан на епархии до самой кончины.
   Умер в Белгороде, погребен в Троицком соборе города.

   Награды: орден Св. Анны 1 класса (16.I. 1800), орден Св. Александра Невского (12.XII.1810).

   Сочинения:
   "Краткая логика и риторика для дворян" (М., 1789);
   "Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия" (M., 1790 г.);
   "Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии" (M., 1797 г.);
   "Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту" (М., 1799 г.);
   "Краткое объяснение церковного устава" (М., 1800 г.);
   "Краткие правила ирмолойного пения" (М., 1800 г.);
   "Рассуждение о божественности христианского учения" (М., 1801 г.);
   "Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах" (M., 1803 г.);
   "История белгородской семинарии" (М., 1805 г.);
   "Четверочастный дар юным Курской епархии священно-церковнослужительским детям" (1806);
   "Наставления для священно-церковнослужителей Курской епархии, как им обучать детей в домах своих" (Харьков, 1807);
   "Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики" (М., 1808 г. и Харьков, 1815 г.);
   "Самократчайшие о логике и риторике правила. Драхма от сокровища божественных писаний" (М., 1809);
   Увещания (труды в деле присоединения к Православной Церкви сектантов).

   Половцов.

   Ист: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

На главную страницу