МЕДВЕДЕВ, Симеон Агафоникович (в монашестве Сильвестр, 27.I.1641 – 11.II.1691) — поэт, писатель, историк и общественный деятель, активный поборник просвещения. Род. в семье курского купца и до 17 лет проживал в Курске.
   В 1659 был взят царем Алексеем Михайловичем в приказ тайных дел, которым руководил А. Л. Ордин-Нащокин. Наряду с государственной службой М. в 1665 становится одним из первых четырех учеников специального училища, которое только что открыл монах Симеон Полоцкий — просветитель, писатель, зачинатель российского силлабического стихосложения. По окончании училища Ордин-Нащокин, ставший к тому времени канцлером российского правительства, послал М. на полгода за границу в Германию и Польшу. Однако после отставки Ордина-Нащокина (в 1671) М. был вынужден скрыться в Путивльской Молчалинской пустыни. После долгих размышлений и уговоров через 3 года он принял монашеский постриг под именем Сильвестр и поселился в курском Богородицком монастыре, а затем в Коренной пустыни.
   В Москву М. смог вернуться лишь в 1676 после государственного переворота, когда к власти пришел царь-реформатор Федор Алексеевич, который также являлся учеником Симеона Полоцкого. При поддержке царя М. в 1677 удалось открыть крупную безцензурную типографию, где он опубликовал много литературных произведений Полоцкого. Находясь в должности «справщика и книгохранителя» Печатного двора, М. ведет обширную корреспонденцию, занимается переводами, пишет стихи и поэмы для царского двора, развивая силлабическую систему стихосложения применительно к обновляющемуся русскому языку. На смерть С. Полоцкого в 1680 М. пишет поэму «Эпитафион», которая приобрела большую известность. В 1682 основал в Москве школу при Заиконоспасском монастыре, составил проект («Привилей») ее преобразования в первую Российскую Академию и добился утверждения «Привилея» царем Федором Алексеевичем. Однако проект академии осуществлен не был, из-за ряда последовавших один за другим дворцовых переворотов и народных восстаний. В эти годы М. пишет свое лучшее историческое сочинение «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92; в них же что содеяся во гражданстве». Это сочинение посвящено событиям стрелецкого бунта 1682. «Созерцание» — одно из первых в России историческое исследование, которое уже не может считаться летописью. Выступая в защиту просветительских идей, М. горячо спорил с догматиками от православия.
   В 1685 переработанный текст «Привилеи» М. подал царевне Софье, но он вновь не был утверждён. На просветителя М. обрушились репрессии, организованные церковной верхушкой во главе с патриархом Иоакимом. М. был изгнан из Печатного двора, в 1867 училище его было ликвидировано. Доносчики обвиняли М. в подготовке ряда политических убийств и казачьего восстания на Дону, и только заступничество царевны Софьи спасло ему жизнь.
   Ещё в 1682 М. участвовал в подделке решения о передаче власти царевне Софье при малолетних царях Иване и Петре. Поэтому после отстранения Софьи в 1689 оказался одним из главных врагов пришедшего к власти царя Петра I.После прихода к власти царя Петра I М. по требованию патриарха Иоакима был арестован по обвинению в колдовстве и государственной измене. После двухлетнего содержания в тюрьме, где он подвергался жестоким пыткам, М. был приговорен к смертной казни, которую привели в исполнение при огромном стечении народа. Карион Истомин, проходивший по тому же делу, писал: «1691 года, месяца февруария в 11 день прият кончину жизни своея монах Сильвестр Медведев... Отсечеся глава его... на Красной площади, противу Спасских врат». Тело и отрубленная голова М. были брошены в братскую могилу нищих «близ Покровского убогого монастыря».
   М. — автор многих стихов, нескольких сочинений на богословские темы: «Книги о манне хлеба животнаго», «Известие истинное православным…» и др. В своих рассуждениях он доказывал, что для новоизданных русских богослужебных книг использовались книги, изданные в католических государствах, которые были «со старыми греческими книгами несогласны». И книги М. по этим вопросам представляют собой образец исторической критики и переводческой деятельности. В историю русской литературы М. вошел как продолжатель виршевой традиции, начатой С. Полоцким. Правда, в последние годы М. не был «западником» в том смысле, что видел необходимость дальнейшего пути развития России именно по «западным» образцам. В своих одических виршах М. обращался к царям и призывал их поощрять не церковь, а просвещение и науки, воспевал мир и дружбу с неправославными, «латинскими» государствами. Так, в виршах «Вручение Привилегии», посвященных царевне Софье, М. говорит, что правительнице «к лицу» основать науки, которые соответствуют ее мудрости, за что обещает славу во всем мире и награду в небесах. Подготавливая традицию хвалебной оды, которая в качестве особого жанра сформировалась в русском классицизме 18 в., М. рисовал идеальный образ монарха как поборника правды и покровителя просвещения, обличал неправедных: мздоимцев, завистников, невежд. После казни на все сочинения М. был наложен строжайший запрет, они были приговорены к уничтожению, т. к. на них до конца 19 в. было поставлено клеймо «латинской ереси».

   Лит.: Панченко А. М. Придворные вирши 80-х XVII столетия // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (ТОДРЛ). 1965. Т. 21; Панченко А. М. Декламация Сильвестра Медведева на тему страстей Христовых // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972; Панченко А. М. Материалы по древнерусской поэзии. I, III // ТОДРЛ. 1974. Т. 28; Богданов А. П. Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1982. Л., 1984; Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973.

На главную страницу