ЛОМАКИН, Гавриил Якимович [25.III(6.IV)1812 - 21.V(2.VI).1885] - композитор, знаток и преподаватель русского церковного пения.
   Родился в слободе Борисовка Курской губернии в семье крепостного графа Н. П. Шереметева. Начальное певческое воспитание получил в детстве, в борисовской полупрофессиональной капелле и хоре Николаевской церкви, где был солистом.
   В 1822 г. был отправлен в школу при Петербургской певческой капелле графа Д. Н. Шереметева.
   В 1825 г. руководителем капеллы и учителем вокала Ломакина стал приглашённый Д. Н. Шереметевым капельмейстер Императорских театров, учитель пения Петербургского театрального училища и Смольного института итальянец Антонио Сапиенца.
   В 1830 г. граф Д. Н. Шереметев оставил Ломакина преподавать в школе певчих и одновременно назначил его руководителем певческой капеллы, которой тот руководил до 1872 г. Столкнувшись с полной музыкальной безграмотностью своих хористов, Ломакин переводит на русский язык 22 тома теоретических и "инструктивных" работ известного чешского теоретика, композитора Антонина Рейха.
   Вскоре молва о талантливом хормейстере облетела столицу. Его наперебой приглашают преподавать пение в учебные заведения: Павловский кадетский корпус, Воспитательное общество благородных девиц, Смольный институт, Придворную певческую капеллу, Лицей, Пажеский корпус и ряд столичных гимназий. Он стал широко известен в России и за границей. Его концерты, на которых исполнялись произведения Палестрины, Баха, Бортнянского, Дегтярёва и самого Ломакина посещали Д. Россини, Д. Б. Рубини, П. Виардо, Ф. Лист. Г. Берлиоз посвятил ему своё произведение "Ave Maria". Большим почитателем хора был М.И. Глинка, а Н.А. Римский-Корсаков считал себя его учеником. Хор Ломакина гастролировал за границей.
   Успех хора был настолько велик, что в 1838 г. Д. Н. Шереметев счёл необходимым в отношении Ломакина принять весьма редкое решение: "Регенту Гавриле Акимову за старание при исправлении своей обязанности и успехи, оказываемые певческим хором, дал я отпускную на вечную свободу, коего и оставить при занимаемой им должности с производством получаемого ныне жалования и прочего содержания". После получения вольной, Ломакин становится одной из главных фигур музыкального Петербурга.
   В 1839 М. И. Глинка посвящает Ломакину романс "Не требуй песен от певца".
   По инициативе М. Ю. Виельгорского его приглашают в состав руководства и ведущим педагогом музыкальных классов Русского музыкального общества.
   В 1848 г. Ломакин становится главным учителем старейшего русского профессионального хора – Придворной певческой капеллы. Под его руководством она стала гордостью России и лучшей в Европе.
   Он сделал, ставшее известным четырехголосное переложение всего годичного круга церковного пения.
   В 1862 г. Ломакин становится первым директором Бесплатной музыкальной школы, которая была основана им вместе с композитором М. А. Балакиревым. Однако по мере успехов Бесплатной школы учащались и нападки на неё реакционных критиков, которые Ломакин переживал весьма болезненно.
   В начале 1868 г. он отказался от управления школой. Покинув её, несколько лет руководит хором гр. Шереметева.
   В начале 1870-х гг. Ломакин содержал хор на свои средства, так как материальное положение в связи со смертью графа было неважным. Он вкладывает все свои сбережения и удерживает роспуск капеллы до мая - июня 1872 г.
   Последние годы жизни Ломакин посвятил организации небольшой капеллы у Шереметевых - камерного хора из 14 человек, который в короткий срок достиг тонкости и совершенства исполнительского мастерства.
   Умер и похоронен в Гатчине.

   Ломакин является автором хоровых произведений и переложений для хора, а также пособий: "Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам" (СПб., 1862)." и "Руководство к обучению пению в народных школах", "Автобиографические записки" (1886) и др.
   Ломакин принёс на концертную эстраду интонационный стиль церковного пения. В его собственных произведениях сочетались древнерусские напевы с хоровой техникой старых западноевропейских мастеров. Он одним из первых в России начал создавать хоровые обработки народных песен. Его церковные сочинения были были написаны: одни - в смешанном, условном церковном стиле с влиянием Бортнянского, Турчанинова, другие - в строгом стиле, более или менее выдержанном. Наиболее известны: "Литургия святого Иоанна Златоуста", "Всенощное бдение" (интересный и во многом удавшийся опыт переложения обиходных напевов), 10 херувимских, 14 причастных стихов, 3 "Тебе поем", 2 "Великих Славословия", хор "Stabat Mater" с оркестром (в аранжировке М.А. Балакирева).
   Большой популярностью у современников пользовались не только его аранжировки духовной музыки, но и собственные произведения – светские вокальные сочинения и несколько пьес для фортепиано. Весьма интересны его песни, романсы, дуэты (свыше 60), написанные на стихи Кольцова, Лермонтова, Пушкина, Дельвига, которые исполняются и по сей день. Сохранился также сборник Ломакина, состоящий из восемнадцати аранжировок народных песен для хоров.

   Ист:
   М.П. Цапенко По западным землям курским и белгородским. М. Искусство. 1976.
   Большая биографическая энциклопедия. 2009.

На главную страницу