КУРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ — 1) Вокзал ж.-д. станции «Курск», который находился в центре Курска на ул. Генеральной (ныне — ул. Александра Невского), на месте современного здания цирка. К. ж. в. имел всего один перпендикулярный Херсонской улице перрон для пассажиров с навесом от дождя и снега. Вокзал был связан ж.-д. веткой с узловой станцией Ямская, находившейся на пересечении ж.-д. магистралей «Харьков — Москва» и «Воронеж — Киев», и функционировал до получения Курском статуса адм. центра Курской области в 1934, после чего получил название «Вокзал «Курск-ветка» при городской товарной станции». В здании этого вокзала после 1934 размещалось управление ж. д. и городские кассы предварительной продажи ж.-д. билетов. Вокзал «Курск-ветка» был снесен в 1968.
   2) Вокзал узловой ж.-д. станции Курск, стоящей на пересечении ж.-д. магистралей «Харьков — Москва» и «Воронеж — Киев». До 1934 — вокзал ж.-д. станции Ямская, после 1934 — вокзал ж.-д. станции Курск. Построенное в конце 19 в. здание К. ж. в. было разрушено немецкой авиацией во время ВОВ летом 1943. Взамен него рядом было построено новое, открытое 12 августа 1952 (автор — архитектор И. Г. Явейн, см. илл.) здание, которое функционирует до настоящего времени. Новое здание представляет собой вокзал-памятник курянам-железнодорожникам — участникам битвы на Курской дуге. Наружные стены здания облицованы цветной штукатуркой с белокаменными скульптурными вставками фигур железнодорожника, солдата, партизана, рабочего, крестьянина и др. Помещение вокзала содержит центральный круглый вестибюль и 4 боковых зала, один из которых является кассовым, в другом размещен ресторан, а третий и четвертый являются залами ожидания. Один из залов ожидания имеет скульптурное оформление, посвященное победе советских войск на Курской дуге: огромный барельеф «Карта Курской битвы» и скульптура воина. Второй зал ожидания, а также вестибюли вокзала длительное время были украшены живописными полотнами курских художников, посвященными отдельным эпизодам Курской битвы и жизни современного Курска. На стенах здания, обращённых к перронам, установлены мемориальные доски, посвященные подвигу курских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. В 1988 — 1995 была произведена реконструкция внутренних интерьеров К. ж.-д. в., сооружены удлиненные платформы, рассчитанные на прием ж.-д. составов в 32 пассажирских вагона, продлен туннель к двум новым платформам пригородного сообщения.
   3) Один из ж.-д. вокзалов Москвы, от которого отправляются пассажирские поезда в сторону Курска и Нижнего Новгорода. Находится в средней части ул. Чкалова, входящей в Садовое кольцо Москвы. Нынешнее здание вокзала было построено в 1972 по проекту коллектива архитекторов, возглавляемого Г. Волошиновым. Зодчие очень бережно подошли к работе своих предшественников и включили в новое здание помещения с колоннадой и богатой лепкой старого вокзала, построенного в 1896 Н. Орловым и реконструированного в 1938 тем же Г. Волошиновым. Для здания современного вокзала характерны ясность, логичность и целостность. Впечатляют стеклянные витражи, обращенные к привокзальной площади, оригинальная складчатая кровля, девятиметровый козырек, защищающий пассажиров от дождя и снега. Это самый крупный в Москве железнодорожный вокзал. В его помещениях одновременно может находиться 11 тыс. человек. До 1991 ежесуточно вокзал принимал и отправлял 70 пар поездов дальнего следования и 304 пары пригородных электропоездов.

На главную страницу