«КУРСК» — название товаропассажирского парохода, построенного в 1911 в Англии. Характеристики: Водоизмещение: 8720 т. Вместимость: 6254 брт / 4530 нрт. Размеры: 124,18x15,58x9,11x7,92 м. Главные механизмы: одна вертикальная 3-цилиндровая паровая машина тройного расширения, 3 цилиндрических котла. Мощность: 2800 инд. л. с. / 509 нар. л. с. Скорость хода: 12,0 узлов. Число пассажиров: 30 (I класс), 1130 (палубных) чел. Грузоподъемность: 7617 т. 24.II.1911 куплен Российской империей за 66 500 фунтов стерлингов для укрепления транспортных средств на маршруте «Одесса — Владивосток». 18.IV.1911 присвоено наименование «К.». 22.VII.1911 прибыл в Одессу из Англии с припиской к Одесскому торговому порту под № 629. Летом 1913 выполнил рейс в Англию. 06.VI.1914 вышел в очередной рейс из Владивостока в Одессу, но в связи с началом первой мировой войны до порта назначения не дошёл и использовался для перевозки грузов между портами союзников и Русского Севера. 17.XI.1916 подорвался на мине при следовании из Лондона с военным грузом, но дошел до Архангельска и там был отремонтирован. В ноябре 1917 в Архангельске поступил в распоряжение английского Адмиралтейства в целях централизации управления транспортными операциями союзников. После подписания советским правительством сепаратного Брестского договора, в апреле 1918 был реквизирован британскими властями в Галифаксе и передан управлению The Shipping Controller с припиской к Лондону. Эксплуатирующей фирмой была Royal Mail Steam Packet Co. и до января 1922 «К.» находился в распоряжении английского правительства. В апреле 1923 по решению суда передан советскому Добровольному флоту и зарегистрирован на Англо-русский кооперативный союз (Arcos). Однако из политических соображений остался под английским флагом с припиской к Лондону и написанием на борту наименования в английском варианте («Koursk»). В связи с реорганизацией торгового флота СССР, проведенной 13.II.1925, «К.» включен в состав судов Балтийской главной конторы АО «Совторгфлот» и получил приписку к Ленинграду. В 1927 передан Черноморскому главному бассейновому управлению с припиской к Одесскому торговому порту и потом эксплуатировался на линии «Ленинград — Одесса». В 1929 с борта «К.» проводились эксперименты по установке дальней радиосвязи на коротких волнах. Сеансы связи осуществлялись, между ледоколом «Красин» (радист И. Экштейн - EU3AG), проходившим маршрутом вокруг Европы, пароходом «Красный Профинтерн» (радист А. Кершаков — EU3BO) и «К.» (радист К. Васильев — EU3BZ) из района высоких широт в Карском море. На судах были установлены передатчики мощностью 100 ватт. 15.III.1934 вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства. В 1936 доставлял оружие в Испанию, а потом эксплуатировался на внутренних черноморских линиях. После начала ВОВ 06.VII.1941 передан в подчинение Черноморско-Азовскому бассейновому управлению и выполнял народнохозяйственные и воинские перевозки. Во время налетов немецкой авиации на Новороссийск в апреле, июле и августе 1942 получал повреждения. 22.IX.1942 при следовании с войсками из Поти в Туапсе опять был поврежден осколками авиабомб, при этом было убито 2 и ранено 90 человек. 23.IX.1942 при выходе из Туапсе получил попадание двух бомб, но продолжил следовать по назначению. 09.X.1943 возвращен в состав воссозданного Черноморского государственного морского пароходства. В 1946 капитально отремонтирован в Одессе. 25.VII.1953 из-за технического износа исключен из списка судов Министерства морского и речного флота и затем разобран на металлолом.

   Лит: Л. Скрягин, «Взрывы на Северной Двине»; Документы внешней политики СССР 1921 года; Г. Члиянц (UY5XE). «Радисты Арктики в довоенные годы» [Инф. бюл. радиоклуба «Арктика» — RADIOTOP (№ 16/январь — март 2003 (c.8)]; Героические корабли; Очерки /[Авт.-сост Э. А. Ашрафиан, С. Л. Петлицын; предисл.канд. ист. наук С. Л. Петлицына]. — 2-е изд.,доп. и перераб. — Одесса: Маяк, 1980 — 223 с, ил., 4 л. цв. ил.

На главную страницу