«КУРСК» — название товаропассажирского парохода.
   Построен в Англии 1911 г.
   Характеристики:
   Водоизмещение: 8720 т. Вместимость: 6254 брт / 4530 нрт.
   Размеры: 124,18x15,58x9,11x7,92 м.
   Главные механизмы: одна вертикальная 3-цилиндровая паровая машина тройного расширения, 3 цилиндрических котла.
   Мощность: 2800 инд. л. с. / 509 нар. л. с.
   Скорость хода: 12,0 узлов. Число пассажиров: 30 (I класс), 1130 (палубных) чел.
   Грузоподъемность: 7617 т. 24.II.1911 куплен Российской империей за 66 500 фунтов стерлингов для укрепления транспортных средств на маршруте «Одесса — Владивосток».
   18 апреля 1911 г. получил наименование «Курск».
   22 июля 1911 г. прибыл в Одессу из Англии с припиской к Одесскому торговому порту под № 629.
   Летом 1913 г. выполнил рейс в Англию.
   6 июня 1914 г. вышел в очередной рейс из Владивостока в Одессу, но в связи с началом первой мировой войны до порта назначения не дошёл и использовался для перевозки грузов между портами Англии и Франции и Русского Севера (Архангельск, Мурманск).
   17 ноября 1916 г. подорвался на мине при следовании из Лондона с военным грузом, но дошел до Архангельска и там был отремонтирован.
   В августе 1917 г. пароход «Курск» доставил из Архангельска во Францию около тысячи легионеров Чехословацкого корпуса.
   В ноябре 1917 г. в Архангельске поступил в распоряжение английского Адмиралтейства в целях централизации управления транспортными операциями союзников. После подписания советским правительством сепаратного Брестского договора, в апреле 1918 г. реквизирован британскими властями в Галифаксе и передан управлению The Shipping Controller с припиской к Лондону. Эксплуатирующей фирмой была Royal Mail Steam Packet Co. и до января 1922 г. «Курск» находился в распоряжении английского правительства.
   В апреле 1923 г. по решению суда передан советскому Добровольному флоту и зарегистрирован на Англо-русский кооперативный союз (Arcos). Однако из политических соображений остался под английским флагом с припиской к Лондону и написанием на борту наименования в английском варианте («Koursk»).
   В связи с реорганизацией торгового флота СССР, проведенной 13.II.1925, «Курск» включен в состав судов Балтийской главной конторы АО «Совторгфлот» и получил приписку к Ленинграду.
   В 1927 г. передан Черноморскому главному бассейновому управлению с припиской к Одесскому торговому порту и потом эксплуатировался на линии «Ленинград — Одесса».
   В 1929 г. с борта «Курска» проводились эксперименты по установке дальней радиосвязи на коротких волнах. Сеансы связи осуществлялись, между ледоколом «Красин» (радист И. Экштейн - EU3AG), проходившим маршрутом вокруг Европы, пароходом «Красный Профинтерн» (радист А. Кершаков — EU3BO) и «Курском» (радист К. Васильев — EU3BZ) из района высоких широт в Карском море. На судах были установлены передатчики мощностью 100 ватт.
   15 марта 1934 г. вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства.
   В 1936 г. доставлял оружие в Испанию, а потом эксплуатировался на внутренних черноморских линиях.
   После начала Великой Отечественной войны 6 июля 1941 г. передан в подчинение Черноморско-Азовскому бассейновому управлению и выполнял народнохозяйственные и воинские перевозки.
   В апреле, июле и августе 1942 г., во время налетов немецкой авиации на Новороссийск, получал повреждения.
   22 августа 1942 г. при следовании из Поти в Туапсе поврежден осколками авиабомб, при этом было убито 2 и ранено 90 человек.
   23 сентября 1942 г. при выходе из Туапсе получил попадание двух бомб, но продолжил следовать по назначению.
   9 октября 1943 г. возвращен в состав воссозданного Черноморского государственного морского пароходства.
   В 1946 г. капитально отремонтирован в Одессе.
   25 июля 1953 г. из-за технического износа исключен из списка судов Министерства морского и речного флота и затем разобран на металлолом.

   Ист:
   Л. Скрягин, «Взрывы на Северной Двине»; Документы внешней политики СССР 1921 года;
   Г. Члиянц (UY5XE). «Радисты Арктики в довоенные годы» [Инф. бюл. радиоклуба «Арктика» — RADIOTOP (№ 16/январь — март 2003 (c.8)];
   Героические корабли; Очерки /[Авт.-сост Э. А. Ашрафиан, С. Л. Петлицын; предисл.канд. ист. наук С. Л. Петлицына]. — 2-е изд.,доп. и перераб. — Одесса: Маяк, 1980 — 223 с, ил., 4 л. цв. ил.

На главную страницу