КОВРОТКАЧЕСТВО (ковроделие) — изготовление ковров вручную или машинами. Ковры бывают ворсовые и гладкие (безворсовые). Изготавливались на горизонтальном или вертикальном ткацком стане, на горизонтальном - безворсовые, на вертикальном - ворсовые.
   Курские ковры традиционно - гладкие, шерстяные, но в ковроткацких мастерских изготавливались и ворсовые. Для производства использовались шерстяные нити и толстая льняная пряжа. Ковры имели характерный орнамент из пышных букетов и гирлянд садовых и полевых цветов на черном или цветном фоне.
   Зародилось ковроткачество в Курской губернии во второй половине XVIII в. сначала в семьях крестьян-однодворцев Фатежского, Старооскольского, Щигровского и Суджанского уездов, а затем и в среде городского мещанства.
   Со второй половины XVIII в. ковроделие превратилось в доходный промысел и получило распостранение в губернии.
   В первой половине XIX в. возникают помещичьи ковроткацкие мастерские и начинается массовое производство ворсовых ковров. Наиболее известными в Курской губернии были фабрики-ковродельни: кн. Изъединова в с. Никольском Фатежского уезда и А. А. Лутовикова в с. Ивановка Старооскольского уезда.
   Расцвет ковроткачества в губернии пришелся на первую половину XIX в., когда ковры в больших количествах сбывались на ежегодных ярмарках в Коренной пустыни, откуда расходились по всей Российской империи. Особенно популярны были ковры Ирины Петровны Долженковой (ум. в 1897) и Аграфены Анпилоговой, получившей за свои ковры премию на выставке сельских произведений в 1851 г. Ее дочери Анна Алексеевна и Варвара Алексеевна Анпилоговы из д. Прилепы Фатежского уезда выставляли свои ковры на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г., на которой ковры Анны Алексеевны были отмечены серебряной медалью.
   Во время 1-й мировой войны (1914-1918) ковроткачество в Курской губернии почти прекратилось.
   В 1917 г. после Октябрьской революции всех кустарей-одиночек объединили в артели. Ковры, изготовленные в 1937 г. экспонировались на Всемирной Парижской выставке, а через год — на Нью-Йоркской.
   В октябре 1941 г. накануне немецкой оккупации Суджи в период Великой Отечественной войны, рабочие ковроткаческой артели разобрали станки, а их детали, как и нитки для ковров, спрятали у себя по домам.
   5 марта 1942, т. е. спустя 2 дня после освобождения Суджи от немецких оккупантов, ковроткаческая артель снова приступила к работе.
   В 1962 г. на базе артели была образована специализированная Суджанская ковровоткаческая фабрика. Ее производственные цеха имелись в 5-и районах Курской области. Иногда Суджанская фабрика выпускала ограниченные тиражи продукции. Например, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина на текстильном изделии появился портрет вождя. Выполнялись и единичные заказы. Санаторию Трускавца, понадобился гобелен с изображением свадьбы и 26-ю фигурами. Перед XVII съездом Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодёжи заказали гобелен (односторонний безворсовый ковёр) для ЦК ВЛКСМ. 6 ковров по 32 метра были изготовлены для гостиницы «Россия» (Москва). Для библиотеки имени Ленина (Москва) был выткан ковёр с портретом русского первопечатника Ивана Федорова. Суджанские ковры украшали министерство иностранных дел СССР, а также посольства Югославии и Монголии.
   В годы перестройки Суджанская фабрика сгорела, после чего отлаженное производство ковров было утрачено.
   В настоящее время (2008) специалистов по ковроткачеству готовят на отделении «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Суджанского музыкального училища с курсом обучения, рассчитанным на 4 года в количестве от 2 до 5 человек в год.
   Ковровые полотна XIX в. изготовленные в Судже и поныне (2013) хранятся в Суджанском краеведческом музее.
   В июне 1952 г. под руководством суджанской мастерицы ковроткачества Ольги Филипповны Воскобойниковой был организован Дмитриевский ковровровый цех с количеством работающих 28 человек. Каждый месяц цех в Дмитриеве изготавливал 15-20 ковров и отправлял их в областное управление «Текстильшвейпромсоюза» для реализации.
   В 1954 г. в Дмитриевский ковровый цех поступил заказ из ковровой лаборатории Московского научно-исследовательского института художественной промышленности на изготовление гобелена. Изготовить ковер по гобеленной техники предстояло дмитриевским мастерам впервые. Для обучения из Москвы приехала инструктор E.Е. Юсупова. Через полтора месяца ковер, на котором изображен сбор яблок (по рисунку художника И. Викулова) был готов. Вскоре последовал новыи заказ на изготовление гобелена «Навеки вместе», в честь З00-летия воссоединения Украины с Россией. Его изготовлением занимались мастерицы: В. Жигарева, А. Селезнева, Н. Максакова, К. Чебышева, Н. Богатырева, 3. Хромычкина, M. Пузанова В. Обоянская. Рисунок ковра был создан художниками П.А. Сташковым и А.А. Седякиным.
   В апреле ковер размером 7,5 квадратных метров в золотисто-красной гамме был изготовлен. На нём изображены фигуры двух женщин в русском и украинском национальных костюмах, стоящих в арке, которую образует пышная гирлянда из цветов и фруктов. Гирлянды перевиты алой лентой. На левой стороне, на витках ленты написано: «Союз нерушимый республик свободных...», на правой: «...сплотила навеки Великая Русь». Ковер был поднесены в дар Украинской ССР в честь З00-летия воссоединения Украины с Россией.
   В Советском Союзе была выпущена почтовая открытка тиражом 5 тысяч экземпляров с изображением гобелена «Навеки вместе».
   В 1956 r. по заказу Дмитриевского музея копия гобелена «Навеки вместе» была изготовлен ковровщицами Дмитриевского цеха: А. Селезневой, Н. Максаковой, М. Мамонтовой, П. Лущенко. Этот ковер и поныне (2014) можно увидеть в музее.
   В 1958 г. ковры Дмитриевского цеха демонстрировались на всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия).
   В 1979 г. по эскизам В.М. Филатова были выполнены ковры-сувениры «Герб города Дмитриева» и «Дмитриев-Звездный», которые были вручены летчику-космонавту П.И. Климуку делегацией Дмитриевского района на встрече в Звездном городке. Сейчас они хранятся в музее Звездного.
   По госзаказу были изготовлены гобелены: к открытию Колонного зала Дома Союзов, «Тимоня» для санатория Марьино, «Беседка» для музея А.С. Пушкина, серия из семи ковров «Кубанские казаки» по мотивам произведений M.А. Шолохова, гобелен «балет СССР», гобелен для гостиницы «Россия», ковер «Ракета» для Московского музея художественно-прикладного искусства, гобелены «Битва на Чудском озере», «Полтавская битва» и др. Дмитриевские мастера изготавливали ковры и гобелены по заказам в Югославию, Болгарию, Румынию, Финляндию и др. страны.
   В Дмитриевском ковровом цехе работали маститые художники и студенты-дипломники Московского высшего художественно-промышленного училища (ныне - Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова).
   В начале 1990-х гг. Дмитриевский ковровый цех, как и Суджанская ковровоткаческая фабрика прекратил свое существование.
   В 2007 г. директор Дмитриевского районного дома культуры (РДК) С.В. Шаталов выиграл грант губернатора Курской области в размере 250 тыс. руб. на возрождение ковроткачества. Были изготовлены три станка, отремонтирован один из кабинетов, закупили шерсть, и осенью того же года двое мастериц М.В. Шаталова и А.В. Изотова вновь приступили к работе.
   С 2008 г. был открыт в РДК открыт отдел «Традиционного народного творчества». За это время было изготовлено несколько десятков ковров, гобеленов и сувениров.

   Ист.:
   Е. Г. Яковлева. Курские ковры. КОИЗ, М., 1955;
   Г. А. Бетехтин, Л. К. Зубова и др. Технология ковроделия РСФСР, М., 1955;
   О. Саницкая. Суджанские ковры видел Нью-Йорк.
   Газета «Друг для друга» от 25 марта 2008. Курск.
   А. Шаталов. Открытый музей 2013/№2 (4) Курский альманах истории и культуры.

На главную страницу