ИППОДРОМ (греч. hippodromos, от hippos — лошадь и dromos — бег, место для бега) - специально подготовленное и оборудованное место для испытания лошадей и конноспортивных соревнований.
   Ипподромные испытания известны с давних времён. В древнем Риме и позднее в Византии ипподромы были центрами не только спортивной, но и общественной жизни. Испытания племенных лошадей производятся на ипподромах, как правило, публично. Тренинг и испытания лошадей на ипподромах происходят на дорожках, имеющих форму вытянутого прямоугольника с закруглёнными для удобства поворотов углами. Обычно длина дорожек ипподрома для испытания верховых лошадей составляет от 1600 до 2400 м, а для рысистых лошадей - от 1067 до 1600 м. Ипподром для испытаний тяжеловозных лошадей должны иметь ровную грунтовую дорожку длиной 1000 м. Испытания лошадей подразделяются на бега и скачки.
   Бега - испытания запряженных в двухколесный экипаж лошадей на скорость и беге рысью. Человек, управляющий рысаком, называется наездник.
   Скачки - испытания лошадей на скорость в беге галопом под седлом (скачки делятся на гладкие и барьерные, когда на скаковой дорожке устанавливаются препятствия, которые нужно с ходу преодолевать). Всадник, управляющий скачущей лошадью, называется жокей.
   Основателем регулярных бегов и скаковых испытаний в России стал граф А.Г. Орлов - известный военный и государственный деятель. На конных заводах, принадлежавших графу, была выведена одна из самых известных в мире пород лошадей - орловский рысак.
   В 1873 г. был построен ипподром в Курске, однин из первых в России, вскоре после открытия ипподромов в Санкт-Петербурге и Москве. Столь быстрому созданию ипподром способствовали местные помещики братья Емельяновы, Мухортов, Бакеев, Лаврениус и др., основавшие в своих имениях заводы рысистых лошадей, известных не только в Курской губернии, но и соседних с нею. Курск славился выездами на резвых красивых породистых лошадях. Главным стимулом появления ипподрома в Курске послужила Коренная ярмарка, на которую в иной год приводилось для продажи до 30000 лошадей. Самое живое участие в создании ипподром принял городской голова П. А. Устимович. На заседании городской думы он добился постановления такого содержания: "Отдать в пользование курского общества охотников конского бега участок земли на Конной площади и отпустить на постройку беседки и трибун необходимый материал из городского леса". Отведенная земля была немедленно занята, лес перевезён на место построек трибун и беседки.
   19 сентября 1973 г. на ипподром состоялись первые бега. При ипподром находилась конюшня, на которой были выращены рысаки: Любезный, Полканчик, Зверобой и др., ставшие фаворитами российских бегов и завоёвывавшие императорские призы.
   Первоначально ипподром был верстовым с небольшими поворотами. Беговая дорожка была не шоссированная, а грунтовая, что снижало резвость состязающихся лошадей. Часто случались падения наездников и поломки экипажей.
   В 1889 г. были сделаны две гладкие, посыпанные глиной и песком дорожки с более широкими поворотами, внутри круга была устроена третья дорожка.
   В 1891 г. для розыгрыша призов и порядка на ипподроме были разработаны правила.
   В 1898 г. ипподрому отвели прилегающую к его восточной стороне часть выгона, отчего площадь значительно расширилась. При ипподроме была построена гостиница. Ипподром использовался не только по прямому назначению. Городское общество велосипедистов проводило здесь велогонки. Чтобы привлечь больше зрителей, в программу включались такие номера, как состязание велосипедиста с лошадью. Иногда на поле ипподрома происходила джигитовка казаков 17-го Донского полка, расквартированного в городе. В дни праздников на ипподроме устраивались народные гуляния.
   15 мая 1883 г. здесь собралась масса горожан по случаю коронации императора Александра III.
   С 1916 г. ипподром бездействовал ввиду негодного состояния.
   31 июля 1927 г. после ремонта построек и дорожек он был вновь открыт звонким ударом стартового колокола Финансовую помощь в восстановлении оказали губисполком, Сахаротрест и Госсельтрест. Наряду с бегами на ипподроме устраивались праздники, пионерские и физкультурные парады.
   В 1954 г. на поле ипподрома началось строительство завода " Маяк", а на южной окраине Курска был заложен новый ипподром, который начал действовать в 1956 г.
   В 1964 г. по приказу Министерства сельского хозяйства РСФСР ипподром объединили с Курской государственной заводской конюшней.
   До 1970 г. ипподром был сезонным, потом перешёл на круглогодичную работу. В зимнее время на ипподроме проводятся автогонки на льду.
   Современный ипподром в Курске на ул. Магистральной, 42, занимает площадь в 14 гектаров и выглядит так: в центральной части возвышается кирпичный павильон, по бокам его - трибуны на 500 мест. Бега проводятся на призовой дорожке длиной в одну версту (1067 м). Кроме того, имеются тренировочная дорожка и конкурное поле для проведения соревнований по преодолению препятствий. На территории ипподрома расположены три вместительные конюшни, где содержатся племенные и беговые лошади. Они поступают сюда с конезаводов, за чей счёт и содержится сам ипподром.
   В 1994 г. на территории ипподрома размещался Курский отряд конной милиции.
   В 1996 г. здесь размещается питомник служебных собак.
   В 1996 г. на Курском ипподроме в течение сезона было разыграно 20 традиционных призов. Примерно раз в три года он становится местом проведения межобластных соревнований конников Центрально-Черноземной зоны. В программе соревнований - рысистые заезды и конкуры (преодоление препятствий).

   Т. А. Грива, В. Б. Степанов
   Ист.: Архив музея коневодства Московской государственной сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.

На главную страницу