ИКОНА ЗНАМЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ныне Курская Коренная икона Божией Матери) — объект религиозного почитания, одна из наиболее почитаемых в русском православии.
   В 1295 г., согласно легенде была найденная в 27 верстах от Курска на берегу р. Тускарь в корнях поваленного дерева, когда икона была поднята с земли, в этом месте забил источник чистой воды, существующий до настоящего времени (2014).
   В 1596 г. для борьбы с набегами крымских татар по указу царя Фёдора Иоанновича на юге России был заложен ряд крепостей, в т. ч. Рыльская и Курская крепости, а также укреплённый монастырь на месте находки иконы. В это время образ был взят в Москву, где царица Ирина Фёдоровна, украсила его богатою ризою, приказала вставить в доску с изображением Господа Саваофа и ликов пророческих и приложить богатые пелены с означением года, шитыми золотыми буквами. Позднее монастырь именуется Коренной Рождества Богородицы пустынью и становится местом хранения иконы.
   В 1604 г. по приказанию Лжедмитрия икона Знамение Божией Матери была перевезена дьяконом Поликарпом в Путивль, а затем в Москву.
   В 1615 г. по просьбе жителей Курска икона была возвращена в Коренную пустынь.
   В 1618 г. икона Знамения Божией Матери была впервые перенесена в мужской Знаменский монастырь Курска, после чего место пребывания иконы в течение многих лет неоднократно служило предметом споров между монахами Коренной пустыни и Знаменского монастыря и неоднократных её переносов из монастыря в монастырь.
   1 января 1806 г. указом Святейшего Синода предписывалось, чтобы икона Знамение Божией Матери "...в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с девятой седьмицы по Пасхе до 12 сентября, а в остальное время - в Курском Знаменском монастыре". Во исполнение этого указа стал регулярно дважды в год проводиться крестный ход, который (с перерывом на период Советской власти) проводится и до настоящего времени (2014).
   Крестный ход в Курской губернии изображён на одноимённой картине И. Е. Репина, а также описан В. Г. Белинским и др. русскими писателями, приезжавшими специально для участия в нём или становившимися случайными свидетелями крестного хода.
   Так в одном из описаний: "...за несколько дней перед тем народ многочисленными толпами даже из отдалённых губерний стекается в Курск на обширную Красную площадь, где три дня с ряду, часто в проливные дожди, тысячи ночуют под открытым небом и на сырой земле, согреться только верою и желанием приложиться к святой иконе и участвовать в её сопровождении; в это время по площади и главным улицам от тесноты проехать трудно. Образу, который из усердия несёт народ попеременно в огромном киоте, убранном цветами, предшествуют хоругви от всех цехов города и 12 фонарей огромного размера с горящими свечами по пуду (примерно 16 кг.) и более весом.
   Удивительное благоговение царствует во время шествия, с лишком 120000 богомольцев, имеющих на поднятых вверх посохах условленные значки каждого селения и семейства, дабы друг друга не потерять из виду, следую за иконой... Издали не видно ни иконы, ни народа, одни пыльные столбы волнуются по горизонту, и только по временам мелькают хоругви, огни в огромных фонарях и позолоченный киот образа. Вокруг господствует священная тишина, лишь слышен гул шагов идущего народа, занимающего по крайней мере пятиверстное пространство...
   Несмотря на многочисленность народа очень редко случаются несчастия, разве только тогда, когда богомольцы бывают жертвою своего усердия...
   Здесь достойно ещё особого замечания отличительная черта народа православного, что не взирая на многие тысячи пришельцев из разных губерний в продолжении трёх дней богомолья не встречается ни один пьяный, не слышно не об одном буйственном проишествии... Пришельцы, питаясь самою умеренною и грубою пищею, пьют один квас и воду, все улицы Курска и дорога до самой Коренной обставлены кадями с сими напитками."
   В разное время с иконы Знамение Божией Матери было сделано неустановленное число "списков".
   В 1812 г. список с иконы был послан М.И. Кутузову в действующую против французов армию Курским городским обществом.
   8 марта 1898 г. в ночь, ученик реального училища А. Г. Уфимцев, возмущенный религиозным мракобесием, попытался уничтожить икону Знамения Божией Матери, взорвав под ней "адскую машину". На следующий день, в 11 часов утра монахи открыли главные двери собора Знаменского монастыря и прихожане смогли увидеть лежащую поверх строительного мусора совершенно непострадавшую икону.
   По одной из современных версий икона Знамения Божией Матери, которую считают подлинной, с 1919 по 1944 гг. находилась в Сербии, затем в Германии (в Мюнхене), а в 1950-х гг. попала в США, где пребывает и поныне (2014) в одном из храмов Русской Православной Зарубежной церкви в Нью-Йорке.
   В 1989 г. этой церковью в дар Коренной пустыни был передан очередной "список" с подлинной чудотворной иконы.

   Ист: Исторический и географический путеводитель по Курской губернии от Орловской границы до Харьковской. Составлен В.Н. Левашевым в 1837 г.

На главную страницу