ИКОНА ЗНАМЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ныне Курская Коренная икона Божией Матери) — объект религиозного почитания, одна из наиболее почитаемых в русском православии.
   В 1295 г., согласно легенде найденная в 27 верстах от Курска на берегу р. Тускарь в корнях поваленного дерева, когда икону подняли с земли, в этом месте забил источник чистой воды, существующий до настоящего времени (2018).
   В 1596 г. для борьбы с набегами крымских татар по указу царя Фёдора Иоанновича на юге России заложили ряд крепостей, в т. ч. Рыльская и Курская крепости, а также укреплённый монастырь на месте находки иконы. В это время образ взят в Москву, где царица Ирина Фёдоровна, украсила его богатою ризою, приказала вставить в доску с изображением Господа Саваофа и ликов пророческих и приложить богатые пелены с означением года, шитыми золотыми буквами. Позднее монастырь именуется Коренной Рождества Богородицы пустынью и становится местом хранения иконы.
   В 1604 г. по приказанию Лжедмитрия икона Знамение Божией Матери перевезена дьяконом Поликарпом в Путивль, а затем в Москву.
   В 1615 г. по просьбе жителей Курска икона возвращена в Знаменский монастырь.
   В 1618 г. по указу царя Михаила Фёдоровича икона Знамения Божией Матери впервые перенесена из Знаменского монастыря Курска в Коренную пустынь, после чего место пребывания иконы в течение многих лет неоднократно служило предметом споров между монахами Коренной пустыни и Знаменского монастыря и неоднократных её переносов из монастыря в монастырь.
   1 января 1806 г. указом Святейшего Синода предписывалось, чтобы икона Знамение Божией Матери "...в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с девятой седьмицы по Пасхе до 12 сентября, а в остальное время - в Курском Знаменском монастыре". Во исполнение этого указа стал регулярно дважды в год проводиться крестный ход, который (с перерывом на период Советской власти) проводится и до настоящего времени (2018).
   Почитание иконы Знамение Божией Матери постепенно стало всероссийским.
   В 1676 г. её возили на Дон воодушевлять казачьи полки.
   В 1687 г. царями Иоанном и Петром (будущий император Петр I) Алексеевичами повелено взять икону Знамение Божией Матери в «Большой полк», (т. е. армию), отправлявшуюся в поход против крымских татар. Тогда «Большой полк» дошел до Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли.
   Современники свидетельствют: "... В 9-ю Пятницу после Пасхи икону Знамения Божией Матери выносили по древнему обычаю в Коренную Пустынь; поэтому время этого праздника зависело от раннего или позднего празднества Св. Пасхи, а 13-го сентября, также крестным ходом икона возвращалась в Курск.
   В 9-ю Пятницу крестный ход, с покон веков, был особенно торжествен и многолюден. Бывало в Коренную съезжались и располагались со своими палатками, людьми и домочадцами почти все помещики окрестных губерний. Позднее это было уже не так, но все-же простого народу были — тысячи. Еще за месяц до выноса икону Знамения Божией Матери день и ночь возили по городу. Самый бедный и самый богатый горожанин считал своим долгом принять её у себя. В Собор привозили только на час во время служб и ночью в полунощницу, для смены сопровождающих монахов. Около Собора, всегда стояли «фонари», (некоторые еще времен Алексея Михайловича) т. е. большие киоты разных форм и величин, поставленные на носилки. Во время крестного хода мужики несли их в два ряда «по усердию» по 10-12 человек с каждой стороны; каждый цех имел свой фонарь. Два из них были особенно красивы в виде старинных церквей с серебряными главами. Внутри находилась икона Святого покровителя цеха и лампадка. Самый большой фонарь служил для переноса Чудотворной Иконы. Полагалось нести 35 верст до Коренной пустыни. Накануне выноса иконы — в четверг вечером, ввиду невозможности огромному Собору вместить всех молящихся, служилась еще всенощная во дворе Знаменского Монастыря; начиналась она в 8 ч. вечера, кончалась около 12-ти ч. ночи, и была необыкновенно торжественна. Собор находился на горе и далеко по городу слышалось пение чудного архиерейского хора. Мощно гудел, призывая к службе наш дивный колокол, а кругом в садах цвела липа и заливались соловьи.
   Утром на другой день Курск принимал особенно праздничный вид. Все пространство до выхода из города и смежные улицы были чисто выметены и политы водою; во всю длину следования крестного хода стояли солдаты Курского гарнизона и держали канаты, а тротуары были запружены народом. Около 9 часов утра в Знаменском соборе начинается прощальная архиерейская литургия. Часов с десяти людской поток по Московской улице делается уже непрерывным. Идут курские пригородные слободы: Казацкая, Стрелецкая, Пушкарная. Число хоругвей множится. Их целый лес теперь, одна другой краше. Кончилась литургия и молебен. Владыка Архиепископ, поддерживаемый двумя протодьяконами и, держа высоко над головою икону, выходит из храма, сопутствуемый духовенством и властями и вносит её на помост, крытый красным сукном, выстроенный для этого специально на площади. При пении: «Яко необоримую стену и источник чудес...», окруженный духовенством, Владыко на 4 стороны благословляет город чудотворной иконой.
   Крестный ход, несмотря на жару, шел всегда так быстро, что, выходя из Курска в 2 часа, уже к 6 с половиной часам — ко всенощной приходил в Коренную. Владыки следовали в карете, но часть дороги шли пешком. Пусто и грустно становилось в Курске, будто душа его покинула город.
   Возвращалась икона 13 сентября, также крестным ходом, только из Коренной сопровождал викарный архиерей, с духовенством и власти встречали на площади перед Собором. Так было спокон веков в полном и строгом порядке. Только люди менялись...".
   Крестный ход в Курской губернии изображён на одноимённой картине И. Е. Репина, а также описан В. Г. Белинским и др. русскими писателями, приезжавшими специально для участия в нём или становившимися случайными свидетелями крестного хода.
   Так в одном из описаний: "...за несколько дней перед тем народ многочисленными толпами даже из отдалённых губерний стекается в Курск на обширную Красную площадь, где три дня с ряду, часто в проливные дожди, тысячи ночуют под открытым небом и на сырой земле, согреться только верою и желанием приложиться к святой иконе и участвовать в её сопровождении; в это время по площади и главным улицам от тесноты проехать трудно. Образу, который из усердия несёт народ попеременно в огромном киоте, убранном цветами, предшествуют хоругви от всех цехов города и 12 фонарей огромного размера с горящими свечами по пуду (примерно 16 кг.) и более весом.
   Удивительное благоговение царствует во время шествия, с лишком 120 тыс. богомольцев, имеющих на поднятых вверх посохах условленные значки каждого селения и семейства, дабы друг друга не потерять из виду, следую за иконой... Издали не видно ни иконы, ни народа, одни пыльные столбы волнуются по горизонту, и только по временам мелькают хоругви, огни в огромных фонарях и позолоченный киот образа. Вокруг господствует священная тишина, лишь слышен гул шагов идущего народа, занимающего по крайней мере пятиверстное пространство...
   Несмотря на многочисленность народа очень редко случаются несчастия, разве только тогда, когда богомольцы бывают жертвою своего усердия...
   Здесь достойно ещё особого замечания отличительная черта народа православного, что не взирая на многие тысячи пришельцев из разных губерний в продолжении трёх дней богомолья не встречается ни один пьяный, не слышно не об одном буйственном проишествии... Пришельцы, питаясь самою умеренною и грубою пищею, пьют один квас и воду, все улицы Курска и дорога до самой Коренной обставлены кадями с сими напитками."
   В разное время с иконы Знамение Божией Матери сделано неустановленное число "списков".
   В 1812 г., во время Отечественной войны 1812 г, куряне соорудили богато украшенный список иконы и послали его М. И. Кутузову. Этот список был в ставке Кутузова во время Бородинского сражения. Есть предание, что он участвовал потом в походе русской армии в Европу в 1813 г. и, возможно, был в битве под Лейпцигом и в Париже.
   Cписки иконы Знамение Божией Матери находились в царских дворцах Москвы и Петербурга, в Серафимо-Понетаевском монастыре Арзамасского уезда Нижегородской губернии, в Знаменской церкви в Петербурге, в одном из сел Ахтырского уезда Харьковской губернии и в других местах.
   8 марта 1898 г. в ночь, ученик реального училища А. Г. Уфимцев, возмущенный религиозным мракобесием, попытался уничтожить икону Знамения Божией Матери, взорвав под ней "адскую машину". На следующий день, в 11 часов утра монахи открыли главные двери собора Знаменского монастыря и прихожане смогли увидеть лежащую поверх груды развалин совершенно непострадавшую икону.
   Весть об этом облетела всю Россию и даже проникла заграницу. По всем русским церквам были отслужены благодарственные молебны Владычице, по случаю чудесного спасения её иконы. Курск стал наводняться паломниками, а на вынос иконы Знамение Божией Матери, в девятую пятницу по Пасхе, собралось свыше 60 тыс. богомольцев.
   Известный русский писатель Л. Н. Андреев использовал сюжет события в пьесе «Савва».
   11 апреля 1919 г. икону Знамение Божией Матери похитили из монастыря. Большевики, бывшие тогда у власти в городе, объявили, что икона украдена самими монахами с целью посеять в народе недовольство советской властью.
   3 мая 1919 г. в заброшенном колодце, неподалёку от здания Дворянского собрания, где размещалась ВЧК, проходившая курянка обнаружила в грязном мешке икону Знамения Божией Матери без ризы и список. Обрадованный владыка Феофан приказал звонить во все колокола и крестным ходом, со всей монашеской братией, отправился к месту обретения иконы. На икону одели запасную, серебряную с голубой эмалью ризу, которая находится на ней и поныне (2018). Весь день 3 мая во всех курских церквах звонили колокола, как на Пасху. Люди встречались и обнимались, выражая свою радость.
   В средине сентября 1919 г. генерал А.П. Кутепов, командовавший войсками Добровльческой армии, предупредил владыку Феофана, что Курск будет оставлен и предложил с иконой выехать на юг, обещав предоставит транспортные средства для него и желающего духовенства.
   31 октября 1919 г. икона Знамения Божией Матери сопровождаемая епископом Феофаном и иноками, в предоставленном для этой цели отдельном вагон, покинула Курск и отбыла в Таганрог, куда и прибыла 20 ноября.
   1 марта 1920 г. икона Знамения Божией Матери на пароходе «Святой Николай», покинула берега России и из Новороссийска, через Константинополь, прибыла в Салоники (Греция).
   14 сентября 1920 г. по просьбе генерала П. Н. Врангеля икону привозили в Крым на на пароходе «Святой Георгий» для ободрения войск.
   29 октября 1920 г., почти через год после отбытия из Курска, икона Знамения Божией Матери на военном корабле «Генерал Алексеев» вновь покинула Россию.
   С 1920 по 1944 гг. икона находилась в Сербии, затем в Германии г. Мюнхен. Имея постоянное пребывание в Мюнхене икона Знамения Божией Матери посетила Париж, Лондон, Брюссель и ряд др. городов Западной Европы.
   В 1949 г. попала в США г. Магопак, где пребывает и поныне (2018) в одном из храмов Русской Православной Зарубежной церкви.
   В 1989 г. этой церковью в дар Коренной пустыни передан очередной "список" с подлинной чудотворной иконы.

   Ист:
   Исторический и географический путеводитель по Курской губернии от Орловской границы до Харьковской. Составлен В.Н. Левашевым в 1837 г.
   «Владимірскій Вестникъ» № 36, под редакцией В. Д. Мержеевского, Сан Пауло июнь 1954 г.

На главную страницу