ГУРЕВИЧ, Михаил Иосифович [31.XII.1892(12.I.1893) – 21.XI.1976] — инженер-авиаконструктор, изобретатель, доктор технических наук. Род. в с. Рубанщине Суджанского уезда Курской губернии в семье механика-наладчика оборудования на винокуренном заводе купца Ф. М. Тахтамирова. Окончил Курскую мужскую гимназию с серебряной медалью, затем учился на механическом факультете Харьковского университета, но через год был изгнан оттуда за участие в антиправительственных выступлениях. Затем Г. продолжает учебу в университете г. Монпелье (Франция) и после перерыва, связанного с 1-й мировой войной, в 1917 вновь поступает в Харьковский ун-т, который с перерывами, вызванными гражданской войной, заканчивает лишь в 1925. В 1925 издал первый печатный труд «Практическое руководство в постройке планера» и защитил дипломный проект «Пассажирский аэроплан».
   В 1929 в поисках работы Г. переехал в Москву и поступил в конструкторское бюро П. Ришара, которого советское правительство пригласило из Франции для создания первых советских гидросамолетов. Свободно владея английским, немецким, французским, итальянским и латинским языками, Г. блестяще сдал Ришару «вступительный экзамен» на французском языке. После отъезда Ришара на родину в 1932 Г. под руководством С. И. Кочерыгина начал работать в бригаде, конструировавшей штурмовики, и выполнил первую самостоятельную работу — проект штурмовика ТШ-3. Затем работал в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова, разрабатывавшем истребители.
   В 1936 Г. включают в состав направляемой в США делегации советских специалистов для закупки лицензии на производство в Советском Союзе американских самолетов «Дуглас ДС-3». Г. принимает и перерабатывает американскую техническую документацию и технологическое оборудование на лицензионный самолёт «Дуглас» и запускает его в производство. Под названием Ли-2 этот самолёт выпускался на советских заводах более 20 лет. Отдельные его образцы до сих пор используются в авиации специального назначения.
   В 1939 правительством СССР было принято решение об организации нового авиационного конструкторского бюро. Бюро возглавил Артем Иванович Микоян, а Г. стал его заместителем. В этом конструкторском бюро 5 апреля 1940 был создан первый истребитель МиГ-1 нового поколения, названный по первым буквам фамилий его авторов. Уже 14 апреля 1946 был успешно опробован первый реактивный истребитель МиГ-9, а в 1954, когда КБ после ухода А. И. Микояна возглавил сам Г., в серийное производство был запущен первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Затем один за другим следуют всепогодные дальние истребители-перехватчики И-320, Е-150, МиГ-25. Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолетами, спроектированными и построенными под непосредственным руководством Г. Целый ряд оригинальных нестандартных решений, принятых Г., был воплощен в конструкциях МиГ-29 и МиГ-31 уже после его ухода на заслуженный отдых в возрасте 72 лет.
   Наряду с созданием боевых самолетов Г. возглавил принципиально новое для авиационных конструкторов направление работ по разработке и выпуску управляемых крылатых ракет и сделал КБ «МиГ» мировым лидером в производстве оружия этого класса.
   Г. Был награжден шестью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Являлся лауреатом шести Государственных премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953) и одной Ленинской премии (1962). Герой соц. труда (с 1957).

   Соч.: Астрономическая навигация. М., 1940. Об одной схеме струйного обтекания плоской пластинки. М. 1947. Полутело конечного сопротивления в дозвуковом потоке. М., 1947.
   Лит.: В. Руденко. Имя он свое оставил самолетам. Курская правда от 17.08.96.

На главную страницу