ГОВОРУХА-ОТРОК, Юрий Николаевич [29.I(10.II).1850 - 27.VII(8.VIII).1896] — литературный критик, театровед, писатель.
Родился в
Курске в
дворянской семье.
В молодости участвовал в революционном движении, привлечен к судебной ответственности по "Процессу 193-х" [18(30).X.1878 - 23.I(4.II).1878] над лидерами народовольческой организации "Земля и воля" и выслан в Тобольскую губернию, затем, из-за недоказанности обвинения, — в Харьков под надзор полиции.
В 1878 г. при содействии писателя Н. К. Михайловского, Говоруха-Отрок получает место в библиографических отделах журналов "Отечественные записки" и "Дело", печатается под псевдонимами Ю. Николаев и др., работает в журнале "Мир" и в
газете "Южный край".
В 1880 г. благодаря посредничеству своего друга В. М. Гаршина под псевдонимом Юрко печатает в журнале "Слово" рассказ "Эпизоды из ненаписанного романа".
В следующем году в журнале "Полярная звезда" — рассказ "Fatum".
Эти призведения стали апофеозом народнического движения.
В 1882 г. "Вестник Европы" печатает его два рассказа "Развязка" и "Отъезд", а журнал "Огонек" - "Поцелуй любви. Восточная легенда".
В журнале "Мир" опубликована его повесть "До горького конца", написанная на автобиографическом материале и отразившая нарастание критического отношения автора к народническим идеалам.
Многие его статьи в газете "Южный край" отражают борьбу с народничеством и его идеологом Н. К. Михайловским.
В журнале "Родник" появляется "История о британском короле Лире и трех его дочерях".
В 1889 г. Говоруха-Отрок в Москве заведует литературным и театральным отделами "Московских ведомостей".
С 1890 г. печатает критические статьи в журналах "Русское обозрение" и "Русский вестник".
Как литературный критик Говоруха-Отрок был, несомненно, талантливым мастером с живым эстетическим чутьем и большими литературными способностями.
По своему мировоззрению он относился к позднему славянофильству, критиковал западный путь развития цивилизации за отсутствие духовных ценностей, нравственных устоев, которые, по его мнению, остались от "прежнего внутреннего склада жизни".
Смысл человеческого существования он видел в религиозно-нравственном становлении личности, утверждая, что русскую литературу губят неверие и отсутствие связи с главной святыней народа -
православием.
Искусство, по мысли Говорухи-Отрока — высшее из земных дел, требующее от художника нравственного подвига самоочищения.
Глубоко аналитическую статью он написал о своей любимой пьесе Шекспира "Гамлет".
Он высоко ценил произведения Островского и утверждал, что они навсегда останутся в русской литературе, т. к. мир, который изображён в этих пьесах, "попадается в современной жизни на каждом шагу".
М.
Горький высоко оценил книгу Говорухи-Отрока о Короленко.
К середине 1890-х гг. Говруха-Отрок, как критик, нашёл театр, полностью удовлетворивший его. Это - Общество любителей искусства и литературы, руководимое К. С. Станиславским.
Он отмечал в игре актеров верность общего тона и замысла, проникновение во внутреннюю сущность роли, полное отсутствие шаблонных приёмов, с большим удовлетворением отмечал прекрасную режиссуру и талант К. С. Станиславского, М. Ф. Андреевой, А. Р. Артёма и их серьёзное отношение к спектаклям.
В своих статьях, рецензиях, повестях боролся против безыдейного искусства, обывательской пошлости и власти чистогана, утверждал и освоил идеи гуманизма, совершенствование мира и человека.
Скончался и похоронен в Москве.
М. Ф. Шехирев
Ист.:
Русские писатели 1800 - 1917. М., т.1, 1989.
С. А. Венгеров. Источники словаря русских писателей. Пгр., 1917, т. 4.