ГОВОРУХА-ОТРОК, Юрий Николаевич [29.I(10.II).1850 - 27.VII(8.VIII).1896] - литературный критик, театровед, писатель. Родился в Курске в дворянской семье. В молодости участвовал в революционном движении, был привлечен к судебной ответственности по "Процессу 193-х" [18(30).X.1878 - 23.I(4.II).1878] над лидерами народовольческой организации "Земля и воля" и выслан в Тобольскую губернию, а затем, из-за недоказанности обвинения, - в Харьков под надзор полиции. При содействии писателя Н. К. Михайловского Г.-О. в 1878 получает место в библиографических отделах журналов "Отечественные записки" и "Дело", печатается под псевдонимами Ю. Николаев и др., работает в журнале "Мир" и в газете "Южный край". В 1880 Г.-О. благодаря посредничеству своего друга В. М. Гаршина под псевдонимом Юрко печатает в журнале "Слово" рассказ "Эпизоды из ненаписанного романа", в следующем году в журнале "Полярная звезда" - рассказ "Fatum", которые стали апофеозом народнического движения. В 1882 "Вестник Европы" печатает его два рассказа "Развязка" и "Отъезд", а журнал "Огонек" - "Поцелуй любви. Восточная легенда". В "Мире" опубликована его повесть "До горького конца", написанная на автобиографическом материале и отразившая нарастание критического отношения автора к народническим идеалам. Многие его статьи в газете "Южный край" отражают борьбу с народничеством и его идеологом Н. К. Михайловским. В журнале "Родник" появляется "История о британском короле Лире и трех его дочерях". В 1889 Г.-О. в Москве заведует литературным и театральным отделами "Московских ведомостей". С 1890 он печатал критические статьи в журналах "Русское обозрение" и "Русский вестник". Как литературный критик Г.-О. был, несомненно, талантливым мастером с живым эстетическим чутьем и большими литературными способностями. По своему мировоззрению он относился к позднему славянофильству, критиковал западный путь развития цивилизации за отсутствие духовных ценностей, нравственных устоев, которые, по его мнению, остались от "прежнего внутреннего склада жизни". Смысл человеческого существования он видел в религиозно-нравственном становлении личности, утверждая, что русскую литературу губят неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. Искусство, по мысли Г.-О., - высшее из земных дел, требующее от художника нравственного подвига самоочищения. Глубоко аналитическую статью он написал о своей любимой пьесе Шекспира "Гамлет". Он высоко ценил произведения Островского и утверждал, что они навсегда останутся в русской литературе, т. к. мир, который изображён в этих пьесах, "попадается в современной жизни на каждом шагу". М. Горький высоко оценил книгу Г.-О. о Короленко. К середине 1890-х Г.-О., как критик, нашёл театр, полностью удовлетворивший его. Это - Общество любителей искусства и литературы, руководимое К. С. Станиславским. Он отмечал в игре актеров верность общего тона и замысла, проникновение во внутреннюю сущность роли, полное отсутствие шаблонных приёмов, с большим удовлетворением отмечал прекрасную режиссуру и талант К. С. Станиславского, М. Ф. Андреевой, А. Р. Артёма и их серьёзное отношение к спектаклям. В своих статьях, рецензиях, повестях Г.-О. боролся против безыдейного искусства, обывательской пошлости и власти чистогана, утверждал и освоил идеи гуманизма, совершенствование мира и человека. Умер и похоронен в Москве.

   М. Ф. Шехирев
   Лит.: Русские писатели 1800 - 1917. М., т.1, 1989. С. А. Венгеров. Источники словаря русских писателей. Пгр., 1917, т. 4.

На главную страницу