ГОРОДСКАЯ ДУМА - орган городского самоуправления. В первоначальном виде учреждалась на основании екатерининской "Грамоты на права и выгоды городам Российской империи" от 21 апреля 1785 как сословное представительное учреждение. Распорядительным органом была общая дума. Выборы гласных (депутатов) Г. д. проводились по шести разрядам (сословным группам) населения: I - настоящие городовые обыватели, т. е. лица разных сословий, имевшие в городе дом или землю; II - купцы всех гильдий, III - цеховые ремесленники, IV - иногородние и иностранные гости, т. е. купцы и специалисты, приписанные к городу, но не проживающие в нем; V - именитые граждане - интеллигенция, чиновники, банкиры и др.; VI - посадские, т. е. мелкие ремесленники, торговцы, беднота - самая многочисленная группа. Общая Г. д. избиралась на три года, заседала без определенной периодичности. Текущими делами занималась шестигласная дума, которая избиралась общей думой в составе шести депутатов (отсюда ее название) по одному от каждого разряда населения. Шестигласная дума заседала еженедельно. В круг её деятельности входили вопросы городского хозяйства и благоустройства. 11 июня 1870 царём Александром II было утверждено новое "Городовое положение", согласно которому Г. д. становилась всесословными представительным органом, избираемым на 4 года. Курск был в числе 45 городов, в которых это "Положение" вводилось в первую очередь. Для избирателей устанавливался налоговый ценз, в соответствии с которым составлялся список лиц, допускавшихся к голосованию. В него включались граждане, достигшие 25 лет. Женщины, даже владеющие соответствующим цензу имуществом, не принимали участие в голосовании, а оформляли доверенность на голосование от своего имени. Круг избирателей был очень ограничен. Так, для проведения выборов в Курскую Г. д. на первое четырехлетие с 1871 по 1874, в список избирателей было внесено 3063 человека, или 10,6% от общего количества жителей. Однако воспользовались своим избирательным правом лишь 253 человека, или 0,9%. В последующих выборах эта цифра изменялась в большую или меньшую сторону незначительно. Выборы проводились по трем избирательным куриям: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая из курий избирала равное число гласных, в результате чего 10 - 15 крупных купцов, плативших 1/3 городских налогов, имели в Г. д. столько же представителей, сколько и сотни мелких мещан, вносивших в бюджет другую треть. По имеющимся данным, на четырёхлетие с 1884 по 1887 сословный состав Курской Г. д. был следующий: купцы - 46 человек, или 63,8% от общего количества гласных; дворяне, духовенство, разночинцы - 13 человек (18,1%); ремесленники и крестьяне - 13 человек (18,1%). И в дальнейшем купечество занимало преобладающее место в городском самоуправлении. По "Городовому положению" от 11 июня 1892 налоговый избирательный ценз был заменён имущественным. Избирательные права получали только те жители города, которые обладали недвижимым имуществом; к выборам органов управления не допускалось подавляющее число горожан - мелкие торговцы, ремесленники и, конечно, интеллигенция, не владевшая недвижимостью и не платившая прямых налогов. В круг компетенции Г. д. входили такие стороны жизни города, как содержание полиции, благоустройство, торговля и промышленность, здравоохранение и народное образование. Основные распорядительные документы Г. д. - постановления, приговоры - принимались на её заседаниях, проходивших ежемесячно. Текущими делами занималась городская управа. В сфере хозяйственной деятельности Г. д. была предоставлена самостоятельность, но она не могла реализоваться в полной мере из-за ограничений бюджетного права (введение налогов и т. п.), отсутствия принудительной власти в исполнении своих решений. Напротив, согласно Городовому положению, постановление Г. д. мог отменить губернатор. Надзор за деятельностью Г. д. осуществляло губернское по городским делам присутствие (с 1891 - губернское по земским и городским делам присутствие) под председательством губернатора. Важной стороной деятельности городского самоуправления являлись финансы. Главными и обязательными статьями расходов в городских финансах были содержание полиции и тюрем, пожарной части, расквартированных воинских частей. На эти цели Курск в начале 20 в. тратил около 50% бюджета, что служило поводом для обращения Г. д. к губернатору с просьбой пересмотреть эти статьи расходов в связи с отсутствием средств на благоустройство и новое строительство. Несмотря на ограниченные средства, городское самоуправление добивалось известного прогресса в социально-культурной жизни города. За десятилетие с 1898 по 1908 расходы на народное образование в Курске увеличились вдвое, и, благодаря постепенному росту числа школ в городе, Г. д. ставила вопрос о введении всеобщего бесплатного начального обучения. Открытое городом только на собственные средства 2-е реальное училище расширяло возможности получения среднего образования. Профессиональное образование можно было получить в открытых городом ремесленном училище и 4-классной торговой школе. Г. д. ходатайствовала и об открытии в городе высшего сельскохозяйственного учебного заведения, но это намерение осталось не осуществленным. Из общедоступных просветительных учреждений, основанных Г. д., наиболее значительное место занимала Семеновская публичная библиотека. В 1902 городские власти взяли в своё заведование городской театр, находившийся прежде в распоряжении местного Общества любителей драматического искусства. В театре по воскресным дням устраивались утренние спектакли и народные чтения. В круг компетенции Г. д. входило и здравоохранение. За десятилетие с 1898 по 1908 она увеличила расходы на врачебную помощь горожанам в 10 раз. Был расширен Александровский дом призрения бедных, из него выделен детский приют; учреждена богадельня, при ночлежном доме открыта дешевая столовая. В числе первых городов России здесь был построен электрический трамвай, устроено освещение центральных улиц. Февральская революция 1917 пробудила политическую активность Курской Г. д. Она оказалась организацией, которая первой приступила к созданию новых органов власти. 3 марта на заседании Г. д. организовался Временный комитет по управлению текущими делами. Первоначально в него вошли только гласные думы, затем он пополнился представителями других учреждений, а также от военных и рабочих, и получил название - Временный исполнительный комитет. В марте Г. д. создала комиссию по демократизации своего состава, разработавшую положение о дополнительных выборах, в основе которого была идея всеобщего избирательного права. Но выборы состоялись уже после принятия Временным правительством России соответствующего закона. Закон Временного правительства от 21 мая 1917 значительно демократизировал избирательную систему: были введены всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании. 26 июня 1917 состоялось последнее заседание Курской Г. д. старого состава, а в июле прошли выборы по новому избирательному закону. Списки кандидатов в гласные были составлены по партийному признаку. В результате голосования оказались избранными в Г. д. 97 человек, из них 61 - от социалистического блока (меньшевики, большевики, эсеры, латышские социал-демократы), 16 - от кадетов, 10 - от трудового блока (крестьяне и интеллигенция народнического толка, активно поддерживавшие Временное правительство и стоявшие за уравнительное пользование землей по трудовой норме за некоторое вознаграждение), 4 - от еврейских демократов, 3 - от управленцев, 2 - от еврейских социалистов и 2 - от торговцев и промышленников. В этом составе Г. д. впервые были разделены должности её председателя и председателя городской управы, которые по прежним правилам формирования этих органов совмещались. В июле 1917 на должность председателя Г. д. был избран поручик А. Васильев, председателем управы - городским головой - А. А. Аристархов. Октябрьскую революцию Курская Г. д. встретила отрицательно, приняв на экстренном заседании 28 октября (10 ноября) 1917 резолюцию, в которой вооруженное восстание в Петрограде названо "ударом по революции". В дальнейшем дума последовательно отстаивала эту позицию, выразив протест против разгона Петроградской и Московской дум, заявив о непризнании ею власти Совета народных комиссаров и необходимости выборов в Учредительное собрание. В течение всего 1917 Г. д. и управа продолжали заниматься вопросами городского хозяйства. В январе-феврале 1918 Г. д. и городская управа прекратили свою деятельность.

   А. С. Травина.

На главную страницу