ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ - промышленная установка, преобразующая какой-либо вид энергии в электрическую. Конструктивно традиционная Э. представляет собой электромашинный генератор, связанный с приводным двигателем.
   В зависимости от источника первичной энергии Э., в основном, подразделяются на тепловые, приводным двигателем которых является паровая или газовая турбина, двигатель внутреннего сгорания и т. п., гидравлические, приводным двигателем которых является гидротурбина, и ветровые, приводным двигателем которых является ветровая турбина. Тепловые Э. с приводным паровым двигателем - паровые (паротурбинные) Э. зачастую работают по замкнутому циклу, т. е. вторично используют горячую воду, в которую конденсируется отработанный пар, для получения пара. Однако в некоторых паровых Э. предусмотрено использование горячей воды как побочного продукта для нужд теплоснабжения. Такие комбинированные Э. называют теплоэлектроцентралями (ТЭЦ).
    С точки зрения подвижности Э. подразделяются на стационарные, передвижные и перевозимые. Стационарные Э. имеют постоянное место для своей эксплуатации и предназначены для подачи электроэнергии в стационарную электрическую сеть. Передвижные Э. монтируются на каком-либо средстве передвижения (салазках, автоприцепе, автомобиле, корабле и т. п.) и предназначены для эпизодического электропитания потребителей, удалённых от стационарных электрических сетей. Перевозимые электростанции предназначены для постоянного электропитания конкретного потребителя и монтируются непосредственно на нём (судовые Э., бортовые Э., тепловозные Э., Э. передвижных буровых установок и т. п.). Первые стационарные электростанции (паровые) были изобретены американским изобретателем Т. А. Эдисоном в конце 19 в. для обеспечения нужд городского электрического освещения. Однако наиболее широкий размах строительства Э. состоялся после создания и внедрения в производство трёхфазных генераторов и трёхфазных линий электропередач, которые изобрёл русский инженер М. О. Доливо-Добровольский. Он же в 1891 в Германии построил первую гидравлическую Э. (гидроэлектростанцию), в которой электрический генератор приводился в действие водяной турбиной.
   Первая Э. в Курске была построена в 1898 Бельгийским Анонимным обществом "Сименс" (филиалом немецкого АО "Сименс и Гальске"). Это была дизельная Э., снабжавшая током городской трамвай. Находилась она на углу современных ул. Дзержинского и Добролюбова. Годовая выработка электроэнергии составляла всего 209 кВт. В 1901 на берегу р. Тускарь, на Нижне-Береговой улице у Иорданского спуска Бельгийским анонимным обществом была построена вторая - тепловая Э. для нужд освещения. На Э. были установлены 3 паровых электроагрегата. Мощность Э. составила 360 кВт, а к 1917 её мощность возросла до 660 кВт. Увеличившаяся потребность в электроэнергии и большие перегрузки оборудования привели к разрушению Э. К началу 1920 мощность Э. упала до 373 кВт. В 1920-х происходит постепенное переоснащение и ремонт вышедшего из строя оборудования. К 1929 в Курске уже было 3 городские Э.: Э. освещения мощностью 700 кВт, трамвайная Э. мощностью 220 кВт и Э. в слободе Ямской. 24 января 1934 была введена в эксплуатацию 1-я очередь новой Центральной Э. (ЦЭС), мощностью 2,5 МВт. Увеличение мощности ЦЭС до 6 МВт с введением в 1938
   2-й очереди ЦЭС позволило снабдить электроэнергией окраины города. В годы ВОВ хозяйству Э. был нанесён значительный ущерб: была взорвана дизельная Э., сожжены постройки ЦЭС, разграблен инвентарь. Для обеспечения электроэнергией в 1943 в центр города временно была завезена передвижная ж.-д. Э. (энергопоезд). Работы по восстановлению Э. были закончены к 25 октября 1946. Выработка электроэнергии в 1946 составила 19,265 МВт. С началом в 1956 работ по теплофикации города ЦЭС перешла на производство тепла. Вскоре Курская ЦЭС вошла в объединение тепловых Э. как ТЭЦ-4. В 1958 была создана Курская энергосистема ( Курскэнерго), что позволило централизовать производство электроэнергии, а включение Курской энергосистемы в 1959 в параллельную работу с Единой энергосистемой страны позволяет перераспределять электроэнергию между потребителями и обеспечивать их устойчивое энергоснабжение. Первые передвижные Э. были созданы для питания с.-х. техники, снабжённой электроприводом и эксплуатируемой на токах. Генераторы таких электростанций приводились от паровых машин и назывались локомобилями. На смену им затем пришли Э. с дизельными и бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, после чего передвижные Э. широко стали применяться как войсковые источники электропитания. Основным разработчиком и изготовителем передвижных Э. в России и в странах СНГ является Курское ОАО " Электроагрегат".

На главную страницу