ДЕЙНЕКА, Александр Александрович [8(20).V. 1899 – 12.VI. 1969] — живописец, график, скульптор, действительный член Академии художеств СССР (с 1947), член-корреспондент Академии искусств ГДР, народный художник СССР (1963). Родился в Курске в семье железнодорожника. Учась в Курском железнодорожном училище, Д. с 14 лет посещал небольшую изостудию, организованную местными курскими художниками, где преподавал живопись художник М. Н. Якименко-Забуга. Осенью 1915 поступает в Харьковское художественное училище, после окончания которого в 1918 возвращается в Курск, работает фотографом в Курском уголовном розыске, руководит секцией изобразительных искусств в Губернском наробразе, оформляет агитпоезда, служит в Красной Армии, делает плакаты для Курского отделения «Окон РОСТА». В 1920 Д. поступает на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа (Москва) для продолжения образования. ВХУТЕМАС в 1920-е был школой нового типа: в основе его программы лежала идея синтеза искусства и техники, творчества и мастерства, идея воспитания разносторонне подготовленного художника. Однако Д. продолжает участвовать и в художественной жизни Курска: в 1921 он вместе с художником К. М. Казанским работает над оформлением спектаклей Курского «ТЕРЕВСАТа» (театра революционной сатиры). В 1925 Д. стал членом-учредителем Общества художников станковистов (ОСТ, 1925 — 1928), преподавал в Москве во Вхутеине (1928 — 1930) в Московском полиграфическом ин-те (1928 — 1934), в Московском художественном ин-те им. В. И. Сурикова(1934 — 1946, 1957 — 1963), в Московском ин-те декоративно-прикладного искусства (1945 — 1953, до 1948 — директор), в Московском архитектурном ин-те (1953 — 1957).
   Формирование художественной манеры Д. произошло, в основном, во время учёбы в мастерских ВХУТЕМАСа, где на него произвели покоряющее впечатление личность, литературное и художественное творчество поэта В. Маяковского, который был частым гостем в мастерских, и в известной степени искусство Ф. Ходлера, художника второй волны экспрессионизма, футуризма и конструктивизма. Техницированные виды искусства — кино и фотография — также способствовали становлению изобразительного языка Д. Начиная со своих ранних работ, Д. обращался к темам современности, в которой его привлекают динамика, быстрый ритм жизни («Текстильщицы», 1927, Русский музей, Санкт-Петербург; «Бег», 1930, Ка'Пезаро, Венеция и др.). Сцены труда и отдыха и, в особенности, спортивные сюжеты давали Дейнеке возможность воплотить свои утопические представления о гармоничном человеке в прекрасном мире. Идеал спортивного подтянутого человека был сформулирован урбанистическим крылом ОСТа. В таком человеке выразились не только эстетические, но и этические взгляды и психология вхутемасовской молодежи. Лучшие произведения в спортивном жанре созданы мастером в 1930 – 1934: «Лыжники» (1931, Гос. Третьяковская галерея), «Футболист» (1931, Курская областная картинная галерея), «Игра в мяч» (1932, Гос. Третьяковская галерея), «Бег» (1933, Гос. Русский музей, СПб), «Вратарь» (1934, Гос. Третьяковская галерея) и др.
   Спортивным сюжетам в творчестве Дейнеки не уступает тема авиации. Она находит воплощение в журнальной графике, в детских книжках-картинках («В облаках», ГИЗ, 1930), в иллюстрациях к книге Г. Байдукова «Через полюс в Америку» (1938), к книге Мазурука «Воздушный флот» (1939) и в живописи («Будущие летчики», 1937, Гос. Третьяковская галерея, «Никитка — первый русский летун», 1940, Гос. Третьяковская галерея, «Сбитый ас», 1943, Гос. Третьяковская галерея).
   Д. создал полотна, проникнутые суровой героикой, драматические военные пейзажи, жизнерадостные картины советского быта, исполнил ряд станковых рисунков, акварелей, плакатов и иллюстраций. Много работал как монументалист (мозаичные плафоны для станций Московского метрополитена «Маяковская», 1938, «Новокузнецкая», 1943, и др.). Скульптурные работы Д. посвящены главным образом темам спорта («Стометровка», 1947 и др.).
   Объектом живописи Д. неоднократно становился Курск и его окрестности, река Тускарь, курские сельские пейзажи. Результатом поездки в Курск осенью 1933 стал цикл работ «Сухие листья» (10 картин). Д. часто посещал Курск и позже — в 1950-х и в 1960-х. Умер Д. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.
   В 1964 Д. стал лауреатом Ленинской премии (за серию мозаик «Хорошее утро», «Хоккеисты», «Доярка», «Красногвардеец»); награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями СССР, большой золотой медалью (Париж, 1937), золотой медалью Всемирной выставки (Брюссель, 1958), золотой медалью АХ СССР (1961). В Курске в 1969 его имя было присвоено Курской областной картинной галерее, в которой хранится свыше 1200 живописных полотен, мозаик, скульптур, акварелей, гуашей, рисунков и театральных эскизов работы Д. Его именем 4 июня 1976 названа также улица в Сеймском округе Курска (в жилом массиве КЗТЗ) с установкой скульптурного бюста художника (1999), детская художественная школа № 2, средняя школа № 27.

   Лит.: Александр Дейнека. Живопись, графика, скульптура, мозаика. Составитель и автор вступ. статьи — В. П. Сысоев. Изд-во «Аврора» Л. 1982.

На главную страницу