БРОНЕПОЕЗД — специализированный железнодорожный состав, предназначенный для огневой поддержки боевых действий в полосе железных дорог.
   Развитие военного дела на рубеже XIX и XX вв. требовало маневренных, мощных, огневых вооружений. Таковыми стали бронепоезда. Они участвовали в различных локальных войнах и двух мировых. Первый залп Второй мировой (1.IX.1939) произвели артиллеристы германского бронепоезда Panzer Zug № 3, по приграничной польской жд. станции Хойнице.
   По мнению историков вооружений, наиболее массовое применение бронепоездов в боевых действиях состоялось в период Гражданской войны в России. Их тогда было сформировано около 300.
   Опыт использования бронепоездов, выявил ряд недостатков: крупные габариты, уязвимость перед тяжёлой артиллерией и авиацией, зависимость от состояния железнодорожных путей. Появление танков, самоходных орудий и различных бронемашин окончательно уничтожило бронепоезда, как вид вооружения к середине XX в., хотя применение их случались и позднее (патрулирование советско-китайской границы, армяно-азербайджанский конфликт).

   Бронепоезд состоит из боевой части и технической базы. Боевая часть включала в себя бронепаровоз - серийный паровоз, защищенный броней. В России, наиболее, часто использовались паровозы серии "О". Впереди и сзади паровоза располагались по две-четыре бронеплощадки - вагоны обшитые бронёй с пулеметами, вращающимися орудийными башнями и средствами связи. К ним прицеплялись по две-три платформы для предупреждения подрыва бронепоезда на минах и фугасах. Платформы также служили для перевозки материалов для ремонта и восстановления пути. Техническая база состояла из товарных и классных вагонов: вагон для начальствующего состава, вагон — канцелярия, вагон — клуб, вагон — кухня, вагон — мастерские, вагон — конюшня, цейхгаузы, вагоны для размещения экипажа.
   Серийно бронепоезда строились в Брянске и в Коломне, а путем переоборудования обычной жд. техники во многих паровозных депо, на паровозо- и вагоноремонтных заводах России. Русские бронепоезда кроме номера имели собственные имена.

   В ноябре 1917 г. "1-й отряд петроградских сводных войск" под командой Н.А. Ховрина, комиссар И. П. Павлуновский, посланный для установления Советской власти в Харькове, на жд. ст Курск получает сообщение: "По Сумской железнодорожной ветке к Белгороду движется несколько эшелонов ударников (наиболее боеспособные части армии Временного правительства). Они снялись с Западного фронта после расстрела (генерала) Духонина и направляются в Новочеркасск к (генералу) Каледину". Бронепоезд, бывший в составе отряда, на предельной скорости двинулся на Белгород. У жд. ст. Томаровка (Курская губ.) произошёл бой между ударниками и бронепоездом. Залпы этого бронепоезда стали первыми артиллерийскими залпами, начинавшейся Гражданской войны в России. Во время боя бронепоезд едва не попал в окружение и с потерями отошел в Белгород.

   В апреле 1918 г. рабочие Курского паровозного депо, при угрозе захвата города войсками кайзеровской Германии, построили бронепоезд № 152 "Молния". Это бронепоезд легкого типа (бронелетучка), состоял из бронепаровоза, трёх угольных вагонов "Фокс — Арбель" (специально оборудованные блиндированные вагоны) и двух платформ. Внутри вагонов устроены стенки из толстых досок. В стенах прорезаны бойницы для пулемётов. Между наружной и внутренней стенками насыпан песок. Сверху вагон перекрывался шпалами. На перекрытии устроены пулемётные гнёзда. В составе бронелетучки было три пассажирских вагона — по одному на каждый из трёх взводов команды. Экипаж бронелетучки состоял из 70 бойцов красногвардейского отряда курских железнодорожников, возглавляемый слесарем депо Р. С. Кукулдавой. Большинство бойцов — члены Ямского союза рабочей молодежи им. III Интернационала, а также сотрудники транспортной ВЧК Курского жд. узла.
   С сентября 1918 г. по февраль 1919 г. бронепоезд "Молния" участвует в боях за г. Царицын (ныне Волгоград). Из оперативной сводки 10–й армии: "На участке Лог — Липки 28 ноября, в 14 часов, противник значительными силами перешел в наступление. Наши части, не выдержав натиска, вынуждены были отступить, но наш бронепоезд "Молния", заехав в тыл противника, открыл артиллерийский, пулеметный и бомбометный огонь. Противник в панике бежал. Командир "Молнии" товарищ Белогуров, прекратив огонь, скомандовал бегущим: "Сдавайтесь, иначе всех перестреляю". Часть команды бронепоезда бросилась догонять убегавших. Кадеты, поднимая руки вверх, кричали: "Товарищи, сдаемся", подходили к броневику".
   Летом 1919 г. "Молния" на Южном фронте. В августе — сентябре бои с деникинцами на участке "Прохоровка — Ржава — Солнцево".
   В ноябре 1919 г. в составе девятой стрелковой дивизии бронепоезд "Молния" участвует в освобождении Курска от белогвардейцев. Отход деникинцев поддерживали бронепоезда "Иоанн Калита" и "Офицер". В районе жд. ст. Золотухино между ними и "Молнией" произошла артиллерийская дуэль и один из бронепоездов деникинцев получил повреждения.
   В январе 1921 г. на участках "Белгород — Волчанск", "Белгород — Купянск" бронепоезд "Молния" участвует в боях с отрядами Нестора Махно.
   По окончании Гражданской войны демонтирован.

   В июне 1919 г. во время наступления Вооруженных Сил Юга России у Белгорода (Курская губ.) состоялись бои с участием 5-и бронепоездов. На стороне красных находились бронепоезда "1-й Черноморский", "Ахтырский", "Гром" и "Молния". На стороне белых — "Офицер".
   9 июня 1919 г. у ж д. ст. Разумное "Офицер" вышел навстречу атакующей красной пехоте и отбросил её картечным и пулемётным огнём.
   10 июля 1919 г. Корниловский и Марковский полки атаковали Белгород. На подходе к городу их встретил огонь красных бронепоездов, которым начала отвечать артиллерия белых. Получив в бою повреждения, а также в силу, сложившейся боевой обстановки красные бронепоезда стали отходить на Сумы.

   23 июля 1919 г. бой за станцию Готня, бронепоезда белых, "Офицер", "Иоанн Калита", "Дмитрий Донской", против бронепоездов красных, "1-й Черноморский", "Ахтырский", "Гром".

   1 августа 1919 г. деникинские бронепоезда, "Офицер" и "Иоанн Калита" двинулись в глубокий рейд по тылам красных, отошли от линии фронта на 45 верст в направлении Курска и захватили три железнодорожные станции. При этом на станции Ржава захвачено несколько эшелонов с боеприпасами и другими грузами. Наиболее ценные вагоны прицеплены к поезду-базе "Офицера" и уведены, а остальные преданы огню.

   3 августа 1919 г. 1-й Корниловский ударный полк и часть Алексеевского полка заняли жд. ст. Ржава. Корниловская артиллерия повредила, уходивший бронепоезд красных, командир которого был убит.

   6 августа 1919 г. развернулись ожесточённые бои на участке жд. дороги Белгород - Курск, где наступали Корниловский и Марковский полки деникинцев, а оборону держали части девятой стрелковой дивизии. Упорные бои с применением бронепоездов развернулись на участке Ржава - Солнцево. На стороне белых бронепоезда, "Слава офицеру" (ранее принадлежал красным и был захвачен белогвардейским бронепоездом "Офицер"), "Иоанн Калита" и "Грозный", со стороны красных - "Имени тов. Свердлова", "Советская Россия", "Молния", и самый мощный из них "1-й Черноморский". Особенным видом боёв тогда стали дуэли бронепоездов.

   10-12 августа 1919 г. особенно ожесточённый бой бронепоездов произошёл у жд. ст. Солнцево (Курская губ.) между белыми, "Офицер", "Генерал Корнилов", "Иоанн Калита" и красными бронепоездами, "III-й Интернационал", "Роза Люксембург", "1-й Черноморский" (по другим данным, в составе красных ещё находились "Большевик" и "Удав"). В результате боя белые отошли к ст. Ржава.

   25 августа Вооруженными Силами Юга России взят Новый Оскол (Курская губ.) Красные, в течении 5-и дней, упорно пытаются отбить город при огневой поддержке бронепоезда. Повреждение красного бронепоезда окончательно решило исход дела в пользу белых.

   30 августа 1919 г. командование девятой стрелковой дивизии в приказе №75 дало высокую оценку действиям бронепоезда "1-й Черноморский". "За период боёв с 14 августа по 15 сентября бронепоезд "1-й Черноморский" во главе с тов. Жуковым и командой проявил революционную доблесть.... разновременно подбил бронепоезда противника "Иван Калита", "Корнилов", "Слава офицеру", Офицер", которые получили повреждения вплоть до серьёзных; так, например у "Офицера" подбит паровоз, кроме того произведены взрывы снарядов на ст. Ржава удачным попаданием в склады. За лихую работу бронепоезда и умелое командование "Черноморцем" командиру тов. Жукову и команде "Черноморца" от имени 9-й стрелковой дивизии объявляется товарищеское спасибо. Отличившихся представить к награде".

   В конце августа 1919 г. в обороне г. Льгова (Курской губ.) от наступающих деникинцев, участвовал бронепоезд № 59 "Имени тов. Свердлова", его команда состояла из матросов Балтийского флота. По свидетельству белогвардейского артиллериста Д.Ф. Пронина: "...он (бронепоезд) буквально засыпал нас дождём шрапнели и трёхдюймовых гранат... Как серый огнедышащий змей, окутываясь дымом и вспышками выстрелов, метался по рельсам в одну и другую сторону "Товарищ Свердлов", стараясь избежать попаданий батареи... Однако "Товарищу Свердлову" не удалось привести к молчанию Дроздовскую батарею, и когда один из гаубичных снарядов лёг около паровоза, ранив машиниста, бронепоезд дал полный ход назад".
   Попав в окружение во Льгове, бронепоезд взорван собственным экипажем.

   В начале сентября 1919 г. обстреляна из орудий и пулемётов, и захвачена жд. ст. Касторное (Курская губ.) белогвардейским лёгким бронепоездом "Генерал Шкуро". Сдавшихся в плен красноармейцев, расстреляли на перроне вокзала.

   5 сентября 1919 г. части 13-го Белозёрского полка деникинцев при поддержке Самурского полка захватили г. Суджа (Курская губ.). Решающую роль в овладении городом сыграли бронепоезда "Грозный" и "Генерал Дроздовский".
   6 сентября оба бронепоезда совершили удачный рейд на жд. ст. Локня.

   6 сентября на жд. линии Харьков - Курск, бой у Харьковского моста через р. Сейм. Против двух бронепоездов красных успешно действовали бронепоезда белых, "Генерал Корнилов", "Иоанн Калита". Красные отошли, оставив мост без повреждений.
На жд. линии Ворожба - Курск, в р-не с. Цветово, корниловцы захватили бронепоезд красных с командиром и частью команды, восемь пулемётов, пять панорам и др. трофеи.

   В ночь с 7 на 8 сентября 1919 г. бронепоезд "Офицер" (командир штабс-капитан Г. Э. Симмот) в паре с бронепоездом "Единая Россия" (командир штабс-капитан Заздравный) и при поддержке тяжёлого "Иоанн Калита" (командир полковник А.А. Зеленский) двинулись к жд. ст. Курск. Ночью, починив железнодорожное полотно, они ворвались на станцию со стрельбой из орудий и пулеметов. Среди красных поднялась паника, команда их бронепоезда "Кронштадт" бежала, оставив матчасть в исправном состоянии. В состав легкого бронепоезда "Кронштадт" входили бронепаровоз и две бронеплощадки с четырьмя 76-мм пушками образца 1902 г. и 16 пулемётов. Белые бронепоезда без потерь с этим ценным трофеем отошли назад, а красные стали покидать город. С большим трудом им удалось поднять, сошедший с рельс "1-й Черноморский", который покинул Курск вслед за бронепоездом "Молния".
   За этот рейд на ст. Курск, впервые в Вооруженных Силах Юга России, состоялось награждение чинов команд бронепоездов георгиевскими крестами и медалями.

   8-10 сентября 1919 г. 1-й Марковский полк Вооруженных Сил Юга России вступил в тяжёлые бои за жд. ст. Мармыжы (Курская губ.). Артиллерийским огнём подбит и сошёл с рельс бронепоезд красных "III-й Интернационал".

   11 сентября 1919 г. деникинцы, при поддержке бронепоезда "Слава Офицеру" захватили жд. ст. Кшень (Курской губ.) и совершили налёт на жд. ст. Касторная-Старая. Сил для полного овладения станцией у них недоставало и они стали отступать, но касторенским железнодорожникам удалось испортить путь, в результате чего паровоз бронепоезда сошёл с рельс. Целый день 12 сентября экипаж с казаками ген. А. Шкуро отбивал яростные атаки красной кавалерии. И только, присланный из Курска, бронепоезд "Офицер", прорвал окружение и вывез осаждённых. Сам бронепоезд "Слава офицеру", к которому прицепили обычный паровоз, удалось отвести в Курск.

   29-30 сентября 1919 г. бои у жд. ст. Псёл, бронепоезда белых, лёгкий "Генерал Дроздовский" и тяжёлый "Грозный" успешно отбивали атаки красных при поддержке их бронепоездов, после этого они двинулись в наступление по направлению с. Щеголёк и Саморядово.

   27 октября 1919 г. 1-й батальон 2-го Марковского полка захватил г. Шигры (Курская губ.) Артиллерийским огнём их поддерживал легкий бронепоезд "Генерал Корнилов".

   27–30 октября (9–12 ноября) 1919 г. отличился в боях за г. Щигры (Курская губ.) белогвардейский бронепоезд "На Москву" (в некоторых документах "Москва").

   30 октября 1919 г. бои за г. Дмитриев (Курская губ.) Части 46-й дивизии красных, и подошедшие с севера подразделения 41-й и 7-й дивизий повели ожесточённую атаку на город. При поддержке бронепоезда "Генерал Дроздовский" штурм был отбит. "Бронепоезд под командой штабс-капитана (В.В.) Рипке работал как часы... Всё шло хорошо, но дула орудий так накалились, что стрелять стало опасно. А тут ещё новая беда - красные стали обстреливать бронепоезд химическими снарядами. Хлор затянул тяжёлой жёлтой пеленой всё пространство около бронепоезда. Невозможно было смотреть, дышать... А мы всё продолжали стрелять. Штабс-капитан Рипке не тронулся с места. Наконец красные смешались окончательно, их артиллерия замолчала. Только тогда бронепоезд был выведен из хлора..."

   В октябре 1919 г. во время наступления деникинцев на Орёл, в р-не жд. ст. Мармыжи (Курская губ.)в составе Алексеевской дивизии действовал бронепоезд "Генерал Корнилов".

   В ноябре 1919 г. на жд. ст. Касторное, конный корпус С. М. Будённого, без единого выстрела, захватил белогвардейский бронепоезд "Слава Офицеру", экипаж которого принял будённовцев за казаков ген. Мамонтова.

   4 ноября цепи красноармейцев начали наступление на Курск. Их встретил артиллерийский огонь с бронепоезда "Офицер", стоявший за южной выходной стрелкой жд. пути у Горелого леса.

   6 ноября 1919 г. белые оставляют г. Курск. Два легких бронепоезда "«Вперед за Родину" и "Москва", один тяжелый "Иоанн Калита" и несколько бронеплощадок "Офицера", решили пробиться к ст. Льгов. Но прорыв не удался, железнодорожный мост на пути бронепоездов был повреждён. Попытки восстановить его успеха не имели, и "...принято решение взорвать бронепоезда".
   7 ноября в 4 часа утра "...команды бронепоездов сняли прицелы, замки орудий, снаряды пулеметы, патроны, и погрузив на подводы двинулись в путь. За нами гремели тяжелые взрывы, — мы сами взорвали наших броневых защитников". Утром, следующего дня, туда подошел бронепоезд "Генерал Дроздовский", который также взорвали. Командир бронепоезда штабс-капитан Рипке застрелился.
   Из отчета красного командования: " ...захвачены белые бронепоезда:
   1) "Офицер" с одним бронепаровозом и одной разбитой бронеплощадкой;
   2) "Генерал Дроздовский" с бронепаровозом, тремя бронеплощадками и двумя орудиями. (из них красные сформировали бронепоезд № 73).
   3) "Москва" с бронепаровозом, две бронеплощадки с двумя орудиями, (в которых красные признали свои, с захваченного белыми бронепоезда "Кронштадт"). Из матчасти "Москвы" красные сформировали бронепоезд № 57;
   4) "Иоанн Калита" — два броневагона и одна полубронированная площадка (1–6/45-дюймовая и 1 — 107-мм пушки, из него сформирован бронепоезд № 40).

   В 1919 – 1920 гг. в депо Курского жд. узла ремонтировались ряд бронепоездов Красной Армии, сражавшихся на Южном фронте. Один из них, бронепоезд № 38 "1-й Черноморский", обслуживался паровозными бригадами курских машинистов и прошел боевой путь по 5 фронтам Гражданской войны.
   В октябре-ноябре 1919 г. в ходе наступления на Курск, Красная армия захватила 10 из 19 деникинских бронепоездов (по отчётам красных).

   Во время Великой Отечественной войны (1941-1945), в ходе подготовки Курска к обороне, в депо для частей 13-й армии построены два бронепоезда № 14 "Борис Петрович" и № 15 "Бесстрашный". Каждый из них состоял из бронепаровоза, двух бронеплощадок (четырехосные платформы), и четырех контрольных платформ.
   В ноябре 1941 г. на бронепоездах оборудованы площадки ПВО с зенитными орудиями и спаренными зенитными пулеметами.
   Оба эти бронепоезда участвовали в Курской битве. 24 курских железнодорожника были машинистами, помощниками машинистов, кочегарами, главными кондукторами, поездными, вагонными и путевыми мастерами.
   Бронепоезд № 15 под командой ст. лейтенанта И. А. Сазанова участвовал: в обороне Курска, поддерживал огнём части 2-й гвардейской стрелковой дивизии и 160-й стрелковой дивизии на участке "Курск — Щигры — Мармыжи", в обороне и освобождении жд. ст. Мармыжи (декабрь 1941).
   Бронепоезд № 14 под командованием мл. лейтенанта В. М. Морозова поддерживал ополченцев при обороне Курска.
   В ходе Московской битвы этот бронепоезд поддерживал части 148-й, 307-й стрелковых дивизий на участке "Шатилово — Измалково — Казаки", участвовал в обороне и освобождении Ельца (декабрь 1941).
   В январе-феврале 1942 г. курские бронепоезда существенно реконструированы в паровозных депо Лиски и Россошь Юго-восточной ж. д.
   11 марта 1942 г. бронепоезда № 14 и № 15 вошли в состав 62-го отдельного дивизиона бронепоездов (62-й ОДБП) Юго-западного фронта.
   С 28 июня 1942 г. 62-й ОДБП участвовал в оборонительных боях на Воронежском направлении.
   4 июля 1942 г. бронепоезда № 14 и № 15, окруженные вражескими танками, взорваны собственными экипажами на перегоне "Семилуки — Подклетное".
   В память о бронепоездах "Бесстрашный" и "Борис Петрович" в локомотивном депо ст. Курск, на здании цеха установлена мемориальная доска.

   В период оккупации Курска (3.11.1941 - 8.2.1943) немецкими войсками на жд. узле базировался новейший бронепоезд Panzer Zug № 28, использовавшийся для охраны железных дорог и борьбы с партизанами.

   В июле 1942 г. на участке Елец - Касторная принял первый бой бронепоезд № 704 "Лунинец", построенный в Томске. Его атаковали 11 фашистских самолетов. При отражении налета сбито 2 бомбардировщика.

   К маю 1943 г. несколько десятков советских зенитных бронепоездов сосредоточились в районе Курской дуги.
   22 мая зенитные бронепоезда участвовали в отражении массированного налета немецкой авиации на Курск.
   2 июня более пятисот истребителей и бомбардировщиков Luftwaffe пытались уничтожить жд. узел Курск. С четырех утра до трех часов дня самолёты, подходя к цели с нескольких направлений, наносили бомбо-штурмовые удары. Несмотря на ожесточённый зенитный огонь с бронепоездов и других средств ПВО, около ста бомбардировщиков прорвались к Курску и сбросили свой груз на жд. узел. Почти на сутки он был выведен из строя. Всего в этих авианалётах участвовало до 1050 самолётов.

   С 18 июня 1943 г. бронепоезда № 676 “Североказахстанец” и № 685 “имени Кирова” 40-го ОДБП базировались на станции Мармыжи (Курская обл.), защищая небо от воздушных налетов. Станция являлась важнейшим узлом, через который шёл поток эшелонов с войсками, боевой техникой, боеприпасами и вооружением для Центрального фронта. Зенитчики бронепоездов отбили десятки воздушных атак противника.

   6 июля 1943 г. в ходе Курской битвы, немецкие бомбардировщики превратили в металлолом бронепоезд "Московский метрополитен", принадлежавший к новейшим бронепоездам типа БП–43 и только что вошедший в боевой состав Красной армии.

   В районе Понырей бронепоезда № 704 "Лунинец" и № 633 "Железнодорожник Алтая" вступили в бой, поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной огневой поддержке армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд "Железнодорожник Алтая" возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы трудились всю ночь. Они поднимали бронеплощадки, укладывали рельсы.
   Утром 7 июля бронепоезда вновь вышли на боевое задание.

   9 июля бронепоезд № 704 "Лунинец" на юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: "Понырей не сдавать!" Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через командира бронепоезда капитана Б.В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бронепоезд уничтожил более 800 фашистских солдат и офицеров.
   Боевой путь бронепоездов № 704 "Лунинец" и № 633 "Железнодорожник Алтая" закончили в Нижней Силезии, в городе Оппельне.

   С 30 июля по 5 августа 1943 г. два бронепоезда № 736 “Узбекистан” и № 742 “Патриот” 58-го отдельного дивизиона на участке Колонтаевка-Коренево, поддерживали артиллерийским огнём части 121-й и 141-й стрелковых дивизий 60-й армии Центрального фронта. На них совершено более 100 самолето-налетов, сброшено 1200 бомб, в тринадцати местах разрушено железнодорожное полотно. Одна из бомб попала в будку машиниста паровоза бронепоезда № 742, серьезно повредив броню. Взрывом еще одной бомбы паровоз свален с рельсов, разбило броневое покрытие дышлового механизма. В течение двух часов личный состав дивизиона восстановил повреждения железнодорожного полотна, а бронепаровоз поставлен на рельсы.
   2 августа 1943г. в ходе налета зенитчики бронепоезда № 736 сбили два “Юнкерса-88”, а пулеметчики взвода ПВО бронепоезда № 742 – один “Юнкерс-88”. Большую помощь в восстановительных работах экипажам бронепоездов оказали ремонтные бригады из Льговской дистанции пути.

   По окончании войны закончилась боевая служба бронепоездов и некогда грозное оружие ушло в историю, сохранившись на снимках и в качестве памятников техники.
   В г. Москва, в Центральном музее Вооружённых Сил Российской Федерации, бронепоезд "Красновосточник".
   В г. Муром, в парке в честь 50-летия Советской власти, паровоз-памятник бронепоезда "Илья Муромец" (1971).
   В г. Севастополь, на площади Ревякина паровоз-памятник серии "Э", бывший в составе бронепоезда № 2 "Железняков".
   В г. Нижний Новгород, у Дворца культуры железнодорожников, паровоз-памятник бронепоезда № 659 "Козьма Минин".
   На Московском вокзале в Туле военно-мемориальный комплекс "Бронепоезд № 13 "Тульский рабочий" (8.5.2015).

   И поныне можно услышать, ставшую метафорой строку из советской песни "Каховка", "Мы - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!".

   А. Н. Манжосов

   Ист.:
   Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 – 1945. М, 1992.
   Дроговоз И.Г. "Крепости на колесах: История бронепоездов." Минск, изд. Харвест, 2002.
   M. H. Левитов "Материалы по истории Корниловского Уд. полка". Оставление г. Курска Корниловской Ударной дивизией.
   А.В. Зорин, Г.Ю. Стародубцев, А.Г. Шпилёв, О.А. Щеглова. Очерки истории Курского края. Курск 2008

На главную страницу