БРОНЕПОЕЗД — специализированный железнодорожный состав, предназначенный для огневой поддержки боевых действий в полосе железных дорог.
   Развитие военного дела на рубеже XIX и XX вв. требовало маневренных, мощных, огневых вооружений. Таковыми стали бронепоезда. Они участвовали в различных локальных войнах и двух мировых. Первый залп Второй мировой (1.IX.1939) произвели артиллеристы германского бронепоезда Panzer Zug № 3, по приграничной польской ж. д. станции Хойнице.
   По мнению историков вооружений, наиболее массовое применение бронепоездов в боевых действиях состоялось в период Гражданской войны в России. Их тогда было сформировано около 300.
   Опыт использования бронепоездов, выявил ряд недостатков: крупные габариты, уязвимость перед тяжёлой артиллерией и авиацией, зависимость от состояния железнодорожных путей. Появление танков, самоходных орудий и различных бронемашин окончательно уничтожило бронепоезда, как вид вооружения к середине XX в., хотя применение их случались и позднее (патрулирование советско-китайской границы, армяно-азербайджанский конфликт).

   Бронепоезд состоит из боевой части и технической базы. Боевая часть включала в себя бронепаровоз - серийный паровоз, защищенный броней. В России наиболее часто использовались паровозы серии "О". Впереди и сзади паровоза располагались по две-четыре бронеплощадки - вагоны обшитые бронёй с пулеметами, вращающимися орудийными башнями и средствами связи. К ним прицеплялись по две-три платформы для предупреждения подрыва бронепоезда на минах и фугасах. Платформы также служили для перевозки материалов для ремонта и восстановления пути. Техническая база состояла из товарных и классных вагонов: вагон для начальствующего состава, вагон — канцелярия, вагон — клуб, вагон — кухня, вагон — мастерские, вагон — конюшня, цейхгаузы, вагоны для размещения экипажа.
   Серийно бронепоезда строились в Брянске и в Коломне, а путем переоборудования обычной ж.д. техники во многих паровозных депо, на паровозо- и вагоноремонтных заводах России. Русским бронепоездам кроме номера присваивались и собственные имена.

   В ноябре 1917 г. "1-й отряд петроградских сводных войск" под командой Н.А. Ховрина, комиссар И. П. Павлуновский, посланный для установления Советской власти в Харькове, на ж.д. ст Курск получил сообщение: "По Сумской железнодорожной ветке к Белгороду движется несколько эшелонов ударников (наиболее боеспособные части армии Временного правительства). Они снялись с Западного фронта после расстрела (генерала) Духонина и направляются в Новочеркасск к (генералу) Каледину". Бронепоезд, бывший в составе отряда, на предельной скорости двинулся на Белгород. У ж.д. ст. Томаровка (Курская губ.) произошёл бой между ударниками и бронепоездом. Залпы этого бронепоезда стали первыми артиллерийскими залпами, начинавшейся Гражданской войны в России. Во время боя бронепоезд едва не попал в окружение и с потерями отошел в Белгород.

   В апреле 1918 г. рабочие Курского паровозного депо, при угрозе захвата города войсками кайзеровской Германии, построили бронепоезд № 152 "Молния". Это был бронепоезд легкого типа (бронелетучка) и состоял из бронепаровоза, трёх угольных вагонов "Фокс — Арбель" (специально оборудованные блиндированные вагоны) и двух платформ. Внутри вагонов были устроены стенки из толстых досок. В стенах прорезаны бойницы для пулемётов. Между наружной и внутренней стенками насыпан песок. Сверху вагон перекрывался шпалами. На перекрытии были устроены пулемётные гнёзда. В составе бронелетучки было три пассажирских вагона — по одному на каждый из трёх взводов команды. Экипаж бронелетучки состоял из 70 бойцов красногвардейского отряда курских железнодорожников, возглавляемый слесарем депо Р. С. Кукулдавой. Большинство бойцов — члены Ямского союза рабочей молодежи им. III Интернационала, а также сотрудники транспортной ВЧК Курского ж.д. узла.
   С сентября 1918 г. по февраль 1919 г. бронепоезд "Молния" участвует в боях за г. Царицын (ныне Волгоград). Из оперативной сводки 10–й армии: "На участке Лог — Липки 28 ноября, в 14 часов, противник значительными силами перешел в наступление. Наши части, не выдержав натиска, вынуждены были отступить, но наш бронепоезд "Молния", заехав в тыл противника, открыл артиллерийский, пулеметный и бомбометный огонь. Противник в панике бежал. Командир "Молнии" товарищ Белогрудов, прекратив огонь, скомандовал бегущим: "Сдавайтесь, иначе всех перестреляю". Часть команды бронепоезда бросилась догонять убегавших. Кадеты, поднимая руки вверх, кричали: "Товарищи, сдаемся", подходили к броневику".
   Летом 1919 г. "Молния" на Южном фронте. В августе — сентябре бои с деникинцами на участке "Прохоровка — Ржава — Солнцево".
   В ноябре 1919 г. в составе девятой стрелковой дивизии бронепоезд "Молния" участвует в освобождении Курска от белогвардейцев. Отход деникинцев поддерживали бронепоезда "Иоанн Калита" и "Офицер". В районе жд. ст. Золотухино между ними и "Молнией" произошла артиллерийская дуэль и один из бронепоездов деникинцев был повреждён.
   В январе 1921 г. на участках "Белгород — Волчанск", "Белгород — Купянск" бронепоезд "Молния" участвует в боях с отрядами Нестора Махно.
   По окончании Гражданской войны демонтирован.

   В сентябре 1919 г. в обороне г. Льгова (Курской губ.) от наступающих деникинцев, участвовал бронепоезд № 59 "Имени тов. Свердлова", команда которого состояла из матросов Балтийского флота. По свидетельству белогвардейского артиллериста Д.Ф. Пронина: "...он (бронепоезд) буквально засыпал нас дождём шрапнели и трёхдюймовых гранат... Как серый огнедышащий змей, окутываясь дымом и вспышками выстрелов, метался по рельсам в одну и другую сторону "Товарищ Свердлов", стараясь избежать попаданий батареи... Однако "Товарищу Свердлову" не удалось привести к молчанию Дроздовскую батарею, и, когда один из гаубичных снарядов лёг около паровоза, ранив машиниста, бронепоезд дал полный ход назад".
   Попав в окружение во Льгове, бронепоезд взорван собственным экипажем.

   1 августа 1919 г. деникинские бронепоезда, легкий "Офицер" и тяжелый "Иоанн Калита" двинулись в глубокий рейд по тылам красных, отошли от линии фронта на 45 верст в направлении Курска и захватили три железнодорожные станции. При этом на станции Ржава было захвачено несколько эшелонов с боеприпасами и другими грузами. Наиболее ценные вагоны были прицеплены к поезду-базе "Офицера" и уведены, а остальные преданы огню.

   В ночь с 7 на 8 (с 19 на 20) сентября 1919 г. бронепоезд "Офицер" под командованием полковника Лебедева в паре с бронепоездом "Единая Россия" двинулся к жд. ст. Курск. Ночью, починив железнодорожное полотно, они ворвались на станцию со стрельбой из орудий и пулеметов. Среди красных поднялась паника, команда их бронепоезда "Кронштадт" бежала, оставив матчасть в исправном состоянии. В состав легкого бронепоезда "Кронштадт" входили бронепаровоз и две бронеплощадки с четырьмя 76-мм пушками образца 1902 г. и 16 пулеметами. Белые бронепоезда без потерь с этим ценным трофеем отошли назад, а красные стали покидать город.

   27–30 октября (9–12 ноября) 1919 г. отличился в боях за Курск белогвардейский бронепоезд "На Москву".

   В октябре 1919 г. в период наступления Добровольческой армии Деникина на Орёл, в р-не жд. ст. Мармыжи (Курская губ.)в составе Алексеевской дивизии действовал легкий бронепоезд "Генерал Корнилов".

   5 ноября 1919 г. белые вынуждены были оставить г. Курск. Три легких бронепоезда "Офицер", "Генерал Дроздовский" и "Москва" и один тяжелый "Иоанн Калита" решили пробиться к ст. Льгов. Но прорыв не удался — красные взорвали железнодорожный мост на пути бронепоездов. Попытки белых восстановить мост успеха не имели, и было "принято решение взорвать бронепоезда".
   6 ноября в 4 часа утра "команды бронепоездов сняли прицелы и замки орудий, а также пулеметы, и оставили боевые составы", но взорвать не успели.
   Из отчета красного командования: " ...захвачены белые бронепоезда:
   1) "Офицер" с одним бронепаровозом и одной разбитой бронеплощадкой;
   2) "Генерал Дроздовский" с бронепаровозом, тремя бронеплощадками и двумя орудиями. Из них красные сформировали бронепоезд № 73.
   3) "Москва" с бронепаровозом, две бронеплощадки с двумя орудиями, в которых красные признали свои, с захваченного белыми бронепоезда "Кронштадт". Из матчасти "Москвы" красные сформировали бронепоезд № 57;
   4) "Иоанн Калита" — два броневагона и одна полубронированная площадка (1–6/45-дюймовая и 1 — 107-мм пушки). Из него сформирован бронепоезд № 40.

   В ноябре 1919 г. на жд. ст. Касторная, конный корпус С. М. Будённого, без единого выстрела, захватил белогвардейский бронепоезд "Слава Офицеру", экипаж которого принял будёновцев за казаков генерала Мамонтова. Ранее этот бронепоезд был захвачен белогвардейским бронепоездом "Офицер" у красных.

   В 1919 – 1920 гг. в депо Курского ж.д. узла ремонтировались ряд бронепоездов Красной Армии, сражавшихся на Южном фронте. Один из них, бронепоезд № 38 "1-й Черноморский", обслуживался паровозными бригадами курских машинистов и прошел боевой путь по 5 фронтам Гражданской войны. Участвовал в боях с деникинцами в районе ж. д. станций Прохоровка и Ржава (Курская губ.). У Ржавы повредил огнем 4 белогвардейских бронепоезда (по отчётам красных). Один из них именовался "Гром Победы", другой "Москва".
   В октябре-ноябре 1919 г. в ходе наступления на Курск, Красная армия захватила 10 из 19 деникинских бронепоездов (по отчётам красных).

   Во время Великой Отечественной войны (1941-1945), в ходе подготовки Курска к обороне, в депо для частей 13-й армии были построены два бронепоезда № 14 "Борис Петрович" и № 15 "Бесстрашный". Каждый из них состоял из бронепаровоза, двух бронеплощадок (четырехосные платформы), и четырех контрольных платформ.
   В ноябре 1941 г. на бронепоездах были оборудованы площадки ПВО с зенитными орудиями и спаренными зенитными пулеметами.
   Оба эти бронепоезда участвовали в Курской битве. 24 курских железнодорожника были машинистами, помощниками машинистов, кочегарами, главными кондукторами, поездными, вагонными и путевыми мастерами.
   Бронепоезд № 15 под командой ст. лейтенанта И. А. Сазанова участвовал: в обороне Курска, поддерживал огнём части 2-й гвардейской стрелковой дивизии и 160-й стрелковой дивизии на участке "Курск — Щигры — Мармыжи", в обороне и освобождении ж.-д. ст. Мармыжи (декабрь 1941).
   Бронепоезд № 14 под командованием мл. лейтенанта В. М. Морозова поддерживал ополченцев при обороне Курска.
   В ходе Московской битвы этот бронепоезд поддерживал части 148-й, 307-й стрелковых дивизий на участке "Шатилово — Измалково — Казаки", участвовал в обороне и освобождении Ельца (декабрь 1941).
   В январе-феврале 1942 г. курские бронепоезда были существенно реконструированы в паровозных депо Лиски и Россошь Юго-восточной ж. д.
   11 марта 1942 г. бронепоезда № 14 и № 15 вошли в состав 62-го отдельного дивизиона бронепоездов (62-й ОДБП) Юго-западного фронта.
   С 28 июня 1942 г. 62-й ОДБП участвовал в оборонительных боях на Воронежском направлении.
   4 июля 1942 г. бронепоезда № 14 и № 15, окруженные вражескими танками, были взорваны собственными экипажами на перегоне "Семилуки — Подклетное".
   В память о бронепоездах "Бесстрашный" и "Борис Петрович" в локомотивном депо ст. Курск, на здании цеха установлена мемориальная доска.

   В период оккупации Курска (3.11.1941 - 8.2.1943) немецкими войсками на ж.д. узле базировался новейший бронепоез Panzer Zug № 28, использовавшийся для охраны железных дорог и борьбы с партизанами.

   В июле 1942 г. на участке Елец - Касторная принял первый бой бронепоезд № 704 "Лунинец", построенный в Томске. Его атаковали 11 фашистских самолетов. При отражении налета сбито 2 бомбардировщика.

   К маю 1943 г. несколько десятков советских зенитных бронепоездов сосредоточились в районе Курской дуги.
   22 мая зенитные бронепоезда участвовали в отражении массированного налета немецкой авиации на Курск.
   2 июня более пятисот истребителей и бомбардировщиков Luftwaffe пытались уничтожить ж. д. узел Курск. С четырех утра до трех часов дня самолёты, подходя к цели с нескольких направлений, наносили бомбо-штурмовые удары. Несмотря на ожесточённый зенитный огонь с бронепоездов и других средств ПВО, около ста бомбардировщиков прорвались к Курску и сбросили свой груз на ж. д. узел. Почти на сутки он был выведен из строя. Всего в этих авианалётах участвовало до 1050 самолётов.
   6 июля 1943 г. в ходе Курской битвы, пикирующие бомбардировщики превратили в металлолом бронепоезд "Московский метрополитен", принадлежавший к новейшим бронепоездам типа БП–43 и только что вступивший в боевой состав Красной армии.
   В районе Понырей бронепоезда № 704 "Лунинец" и № 633 "Железнодорожник Алтая" вступили в бой, поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной огневой поддержке армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд "Железнодорожник Алтая" возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы трудились всю ночь. Они поднимали бронеплощадки, укладывали рельсы.
   Утром 7 июля бронепоезда вновь вышли на боевое задание.
   9 июля бронепоезд "Лунинец" на юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: "Понырей не сдавать!" Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через командира бронепоезда капитана Б.В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бронепоезд уничтожил более 800 фашистских солдат и офицеров.
   Боевой путь бронепоездов № 704 "Лунинец" и № 633 "Железнодорожник Алтая" закончили в Нижней Силезии, в городе Оппельне.

   По окончании войны закончилась боевая служба бронепоездов и некогда грозное оружие ушло в историю, сохранившись на снимках и в качестве памятников техники.
   В г. Москва, в Центральном музее Вооружённых Сил Российской Федерации, бронепоезд "Красновосточник".
   В г. Муром, в парке в честь 50-летия Советской власти, паровоз-памятник бронепоезда "Илья Муромец" (1971).
   В г. Севастополь, на площади Ревякина паровоз-памятник серии "Э", бывший в составе бронепоезда № 2 "Железняков".
   В г. Нижний Новгород, у Дворца культуры железнодорожников, паровоз-памятник бронепоезда № 659 "Козьма Минин".
   На Московском вокзале в Туле военно-мемориальный комплекс "Бронепоезд № 13 "Тульский рабочий" (8.5.2015).

   И поныне можно услышать, ставшую метафорой строку из советской песни "Каховка", "Мы - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!".

   А. Н. Манжосов

   Ист.:
   Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 – 1945. М, 1992.
   Дроговоз И.Г. "Крепости на колесах: История бронепоездов." Минск, изд. Харвест, 2002.

На главную страницу