БЛАНТЕР, Матвей Исаакович [28.I(10.II).1903 – 24.IX.1990] — композитор, лауреат Сталинской премии (1949), Народный артист СССР (1975), Герой Социалистического Труда (1983). Род. в г. Почеп Черниговской губернии (ныне — Брянской области России) в семье ремесленника. Вскоре после его рождения семья переехала в Курск, где прошли детские и отроческие годы Б. Рано обнаружив музыкальные способности, 7-летний Б. стал заниматься на фортепиано. В восемь лет — поступил в реальное училище, в котором был прекрасный хор. В 1914 Б. был принят в музыкальные классы А. M. Абазы на фортепианное отделение, не пропускал ни одного концерта известных исполнителей, а вместо платы за билеты на их концерты брался переворачивать ноты аккомпаниаторам. Так Б. познакомился с виртуозом-виолончелистом Григорием Пятигорским, популярными скрипачами — Михаилом Эрденко и Михаилом Пресс. Под их влиянием Б. перешел на класс скрипки. В это время в Курске оказались ряд высококвалифицированных преподавателей и музыкантов — беженцев из Риги и Минска, и Б. стал заниматься скрипкой у И. А. Егудкина. Вскоре учитель и ученик уже играли в одном театральном оркестре. Весной 1917 Б. приехал в Москву и поступил в музыкально-драматическое училище филармонического общества к знаменитому скрипачу А. Я. Могилевскому; по композиции его учителем был профессор Г. Э. Конюс. Начало творческой биографии Б. совпало с годами революции и гражданской войны: параллельно с учебой в училище Б. стал работать музыкальным оформителем любительской эстрадной труппы, подбирал хлесткие частушки, помогал ставить острые водевили. Его «школой» были актерские студии, редакции журналов, поэтические кружки. Наиболее плодотворно Б. работал в театре «Мастфор» (мастерская Форрегера). Режиссером в «Мастфоре» был, естественно, сам Н. М. Форрегер, основным автором — поэт и драматург Владимир Масс, художниками — знаменитые впоследствии режиссеры кинематографа Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич. Здесь Б. дирижировал оркестром, сочинял музыку к танцам, находя собственный композиторский почерк. Москвичи любили театр «Мастфор» и уже в те годы в Москве стали распевать песенки Б. из спектаклей («Джон Грей», «Багдад», «Фудзияма», «Сильнее смерти», многочисленные фокстроты, танго, шимми). Эти жизнерадостные песенки легко запоминались благодаря мелодичности, простоте и логике построения. Позднее Б. обращался и к жанру оперетты, писал музыку к кинофильмам и спектаклям, но поистине всенародную популярность принесли ему песни. Первым образцом новой лирики была песня «Мальчишку взяли под Иркутском» на стихи И. Уткина (1931). Она стала своего рода эскизом к «Партизану Железняку» и к «Песне о Щорсе» (на стихи М. Голодного). С них началось признание Б. как одного из ведущих мастеров песенного жанра. Популярность приобрели песни «В путь-дорожку дальнюю», «С нами поет вся страна», «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Под звездами балканскими», «Перед дальней дорогой» и др. Наибольшее распространение в СССР и за рубежом получила его песня «Катюша» (1939). Из оперетт наиболее значительна — «На берегах Амура» (1939, Москва). В войну композитор не раз выезжал на фронт и встретил победу в поверженном Берлине среди воинов генерала В. И. Чуйкова. Его произведения стали сильным эмоциональным оружием. Песни Б. продолжают оставаться популярными и до настоящего времени.

   И. Ю. Татарская
   Лит.: В. И. Зак. Блантер, М. 1971. Н. Завадская. Два часа с Блантером. Музыкальная жизнь, 1983, № 4.

На главную страницу