«БЕЛЬГИЙСКОЕ АНОНИМНОЕ ОБЩЕСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ» — акционерная компания, занимавшаяся с конца 19 в. электрификацией и устройством трамвайного движения в городах Российской империи, а также строительством доменных печей.
   В конце 80-х годов 19 в. Санкт-Петербургский, I гильдии купец А. Гуэ и австрийский подданный Ф. Шматцер, владельцы немецкой фирмы "Шматцер и Гуэ" на деньги бельгийских граждан организовали «Бельгийское анонимное общество электрического освещения». Такая компания автоматически попадала под защиту Бельгийской дипломатической миссии, что давало некоторые правовые и финансовые преимущества. Из источников того времени "...Бельгийские предприниматели, инвестировавшие в экономику России наибольшие капиталы, предпочитали действовать в горно-металлургической промышленности, металлообработке и машиностроении, а также городском транспорте. На эти отрасли проходилось свыше 70% всех акционерных капиталов бельгийских обществ."
   В 1886 г. в Санкт-Петербурге, обществом была построена первая электростанция в России.
   24 июля 1893 г. в Брюсселе состоялось заседание правления «Бельгийского анонимного общества электрического освещения». Участники заседания приняли постановление: "Совет Правления назначает согласно Уставу Общества представителем и ответственным агентом Общества в Российской империи г. Ивана Алексеевича Лихачева". Лихачёву были представлены неограниченные права в организации дел в России.
   В 1895 г. курский губернатор А. Д. Милютин дал поручение городскому голове обдумать вопрос обустройства трамвая в Курске. Было два предложения от электротехнических компаний действующих в России. Инженер путей сообщения И. А. Лихачев, представлявший «Бельгийское анонимное общество электрического освещения», предложил провести трамвай по центральным улицам - Московской и Херсонской. Немецкая фирма " Сименс и Гальске" сверх того, по улице Мирной к Ямскому ж/д вокзалу, а также электрификацию и освещение улиц города по пути следования трамвая.
   18 июля 1895 г. городская Дума утвердает проект И. А. Лихачева.
   20 сентября 1895 г. губернатор А. Д. Милютин направил представление обустройства трамвая в Курске в Министерство внутренних дел.
   20 февраля 1896 г. разрешение было получено.
   23 мая 1896 г. Курская Городская Управа с согласия городской думы заключила с И.А. Лихачёвым, договор в котором было прописано:
   - устройство электрического трамвая в срок 2 года;
   - эксплуатация электрической железной дороги в течение 49 лет;
   - первые 10 лет «Бельгийское анонимное общество электрического освещения» не платит в городскую казну ни каких денег;
   - следующие 15 лет по одной тысяче рублей;
   - затем 20 лет по две тысячи;
   - последние 4 года по 3 тыс. рублей/ год (дальнейшее показало, что эти суммы составляли несколько процентов от сумм официально полученных прибылей),
   - после 25 лет эксплуатации городские власти имели право выкупить трамвай у «Бельгийского анонимного общества электрического освещения», заплатив сумму выручки от эксплуатации трамвая за 20 лет (это была значительная сумма, таковой городская казна никогда не имела).
   Расходы на устройство трамвая в Курске осуществлялись за счет «Бельгийского анонимного общества электрического освещения» и за деньги от распространения облигаций займа. Все сооружения и оборудование принадлежали обществу. Был образован филиал «Бельгийского анонимного общества электрического освещения» — Анонимное Общество «Курский трамвай» с правлением в Брюсселе. Директором обществом назначался один из акционеров. За период существования филиала директорами были: Ю.Ф. Девильде, Ш. Шарлье, Г.Л. Дальбру.
   За два года в Курске были проложены рельсовые пути по улицам Московской и Херсонской протяжением в 4,9 км., установлены столбы с контактными проводами. У Херсонских шпилей (конец улицы) построено трамвайное депо, мастерские и электростанция, приобретены 12 моторных вагонов с открытыми площадками на заводах "Рагено" и "Франко-Бэльж" и прочее оборудование.
   11 апреля 1898 г. И.А. Лихачёв сообщил Курской Городской Управе, что трамвай к пуску готов и предложил провести испытания.
   17 апреля 1898 г. состоялось обследование трамвая. В протоколе было отмечено: "Комиссия нашла все устроенным настолько хорошо, что может быть дано разрешение для открытия движения...".
   «Бельгийское анонимное общество электрического освещения» обустроило трамвай в городах Саратов и Орёл и директора «Бельгийского анонимного общества Курский трамвай» управляли трамвайными компаниями и этих городов.
   20 мая 1900 г. представители Курской Городской Управы заключили с обществом договор на временное электроснабжение до устройства постоянного освещения улиц города. По договору общество обязалось освещать Московскую и Херсонскую улицы Курска, а также давать свет некоторым учреждениям и частным лицам.
   В 1901 г. «Бельгийское анонимное общество Курский трамвай» заключило контракт на устройство в городе постоянной сети электрического освещения. Плата за свет была очень высока, да и подача тока производилась крайне нерегулярно, по причине малой мощности эл. станции (200-250 тыс. кВт) и неравномерного суточного потребления эл. энергии. Тогда правление приняло решение о установке на электростанции "накопителей" — отдельного сооружения с установленными в нём кислотными аккумуляторами.
   В 1913 г. был составлен проект продления трамвайной линии на 3 км от Московской площади до железнодорожного вокзала в Ямской слободе, но разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовшая за ней Октябрьская революция (1917) не позволили реализовать его.
   В 1918 г. вся собственность «Бельгийского анонимного общества электрического освещения» в Курске была национализирована Советской властью.
   Одна из электростанций построенная в г. Санкт-Петербурге «Бельгийским анонимным обществом электрического освещения» сохранилась и действует поныне (2011).

На главную страницу