АВТОМОБИЛЬ (от авто... и лат. mobilis - подвижной) (от авто... и лат. mobilis - подвижной) - самоходная повозка, приводимая в движение установленным на ней двигателем и предназначенная для перевозки людей и грузов. По назначению автомобили различают на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные подразделяются на пассажирские, грузовые и грузо-пассажирские. Пассажирские автомобили разделяются на легковые и автобусы (более 8 мест). Легковые автомобили классифицируются в зависимости от литража двигателя (т. е. от объема, всасываемого всеми поршнями за 1 оборот вала) на: микролитражные (до 0,75 л), малолитражные (до 2 л), среднелитражные (до 5 л) и большого литража (свыше 5 л). Автобусы подразделяются на городские, междугородные, туристские и т. п. Грузовые автомобили различаются по грузоподъемности (выражаемой в тоннах). Грузо-пассажирские автомобили могут выпускаться либо на базе легковых автомобилей с универсальным кузовом для перевозки людей и грузов, либо на базе грузовых автомобилей со специальной кабиной для водителя и пассажиров. Такие автомобили, как правило, предназначены для перевозки ремонтных бригад с тяжелыми приспособлениями и инструментами. На рис. 1 изображен грузопассажирский автомобиль на базе грузового автомобиля ГАЗ-33, разработанный и выпускавшийся курским заводом "Водпромремтехника" (патент РФ № 41082 от 16.XII.93, защищающий внешний вид автомобиля).
   Гоночные автомобили создаются для скоростных спортивных соревнований. Такие автомобили серийно не производятся. Они изготавливаются индивидуально для конкретного спортсмена, а зачастую и самими спортсменами. На рис. 2 изображена разновидность гоночного автомобиля - т. н. "Карт", который изготавливается спортсменами Курского спортивно-технического автоклуба.
   Еще в педальных повозках, созданных русскими механиками Л. Л. Шамшуренковым (1752) и И. П. Кулибиным (1785), впервые были применены механизмы, используемые в современных автомобилях (коробка передач, свободный ход и др.). Изобретение паровой машины позволило франц. инженеру Н. Ж. Кюньо (1769) создать первый паровой автомобиль. В 1885 - 1887 немецкие конструкторы К. Ф. Бенц и Г. Даймлер построили первые автомобили. с двигателями внутреннего сгорания.
   Начало производства автомобилей пришлось на конец 19-го - начало 20-го веков. Тогда во всём мире, автомобилей примерно было: В 1900 г. - 11 тыс.; В 1914 г. - 1826 тыс.
   В 1902 г., во время проведения военных маневров, автомобили впервые появились в Курске. В маневрах участвовали две группировки - "южные" (Киевская армия) и "северные" (Московская армия). У "северных" использовались два легковых автомобиля "Де Дион" (6 л. с. и 8 л. с.) и два грузовых этой же марки грузоподъемностью 1 т , кроме того, два английских паровых тягача фирмы "Фаулер". В войсках "южных" использовалось три грузовых автомобиля: два грузовых "Де Дион" и 2-тонный "Лесснер" мощностью 12 л. с. конструкции Б. Г. Луцкого. Автомобили "Де Дион" собирались с частичным использованием французских деталей на предприятии П. А. Фрезе в Петербурге. Это были: одни из первых автомобилей в России, одни из первых автомобилей русского изготовления, и одни из самых первых автомобилей в русской армии. Скорость их достигала тогда 35 верст в час.
   В 1904 г. в Курске появился первый частновладельческий автомобиль. Принадлежал он делопроизводителю Курской губ. земской управы А. Н. Говоруха-Отроку.
   10.09.1911 г. куряне увидели у себя в городе около 60 грузовых и легковых автомобилей самых разный моделей — участников автопробега Петербург - Севастополь - Петербург. Ремонт и осмотр машин проводились на ипподроме (ул. Выгонная). Там же была стоянка.
   18.09.1911 г. по Курску начали курсировать несколько автомобилей, за проезд в которых брали плату за версту: 50 коп. - днём, 70 коп. - ночью, ожидание за 5 мин. - 15 коп. Позднее был организован прокат автомобилей. Такса была: днем час езды - 8 руб., ночью - 10 руб.
   В 1912 г. двухместный автомобиль. приобрел курский изобретатель-самоучка А. Г. Уфимцев.
   3.05.1913 г., из Харькова в Курск, прибыли участники 1-го Всероссийского съезда автомобилистов — 20 автомобилей и 70 участников. От Московских ворот они стартовали на Москву.
   В 1913 г. состоятельные люди Курска и губернии уже имели возможность купить автомобиль непосредственно в Курске, в магазине М. А. Скрижеева и торговля шла довольно бойко. У многих появились самые разнообразные марки. Автомобильное движение в городе стало заметно оживлённым и в газете «Курская быль» была напечатана заметка, где выражалось недовольство, что автомобили "...гоняют по городу с не зажжёнными фарами в вечернее время."
   В 1914 г., с началом Первой мировой войны, все частные автомобили были мобилизованы для нужд армии вместе с их водителями. В это время Курский комитет союза городов приобрел несколько многоместных автомобилей для перевозки раненых.
   В 1917 г., в самый канун Октябрьской революции, в Курске появился прибывший с фронта британский броневой автомобильный дивизион, разместившийся на ул. Херсонской. В составе дивизиона имелись ремонтные мастерские.
   В 1918 г. личный состав дивизиона выехал через Архангельск на родину, оставив в Курске технику и оборудование мастерских. В 1921 - 1922 гг. эта мастерская входила в состав Губернского управления местного транспорта («Губтранса»).
   В сентябре 1919 г. во время Гражданской войны в России для оперативной переброски 5-го Курского полка на расстояние 180 км (в район Симбирска) командир "Железной" дивизии Г. Гай использовал 35 грузовиков. Белогвардейцам был нанесен удар во фланг и они потерпели поражение.
    7 ноября 1924 г. появились первые автомобили изготовленные в СССР. Это были грузовики АМО-Ф15, а в 1927 г. первые легковые авто НАМИ-1.
   С 1925 - 1931 гг. в Советском Союзе было изготовлено около 10 тыс. грузовых и 450 легковых автомобилей.
   В 1936 г. Совет Народных Комиссаров утверждает правила дорожного движения (ПДД). «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначение - всем машинам специального назначения и автобусу» (Из ПДД).
   В 1938 г. в Курске образовался автомобильный клуб.
   В довоенный период было в СССР выпущено 145 тыс. различных автомобилей. Это были 1,5-тонные грузовики ГАЗ-АА, модернизированные модели ГАЗ-ММ. На их базе изготавливали самосвалы, полугусеничные вездеходы, газогенераторные и газобаллонные автомобили, автобусы. Горьковский "газик" (ГАЗ-А) был первым массовым легковым автомобилем. Затем ему на смену пришла "эмка" (ГАЗ М-1), на базе которой завод выпускал и автомобили с кузовом "пикап". К началу 40-х годов вышли первые "эмки" с 6-цилиндровыми двигателями. Всего до войны Горьковский автозавод освоил 17 типов автомобилей. Реконструированный в 30-х годах Ярославский автомобильный завод в предвоенный период давал стране большегрузные 3- и 4-осные грузовики ЯГ-10 и ЯГ-12, а также созданные на их основе самосвалы, автобусы и троллейбусы.
   В эти времена, автомобиль мог выдаваться для личного пользования только в качестве правительственной награды и по личному указанию И. Сталин. С началом войны эти автомобили были мобилизованы.
   В 1940 г. на улицах Курска появились первые легковые такси марки М-1 Горьковского автозавода.
   В период Великой Отечественной войны (1941-1945) массово использовались трофейные автомобили захваченные Красной Армией. Это были грузовые, легковые и специальные автомобили изготовленные на заводах компаний: «Мерседес-Бенц», «Опель», «Форд», «МАН», «БМВ» и др. Кроме моделей, выпущенных в самой Германии, попадались машины и из других стран Европы, уже захваченных к тому времени вермахтом.
   В самый тяжелый для СССР период Великой Отечественной войны – в конце 1941 г. – Красная Армия стала получать помощь от стран антигитлеровской коалиции, в виде поставок армейских автомобилей, полугусеничных боевых машин, специальной автотехники, разнообразных комплектующих и оборудования. Поставки осуществлялись в соответствии с американским государственным законом о ленд-лизе и финансировались из госбюджета США. Это были заднеприводные двухосные грузовики «Остин» моделей «К30» и «К-3», «Бедфорд» серии «Q», «Альбион ВY3» и «Лейланд Ритривер» с колесной формулой 6х4, «Виллис-МА», и также слегка доработанные коммерческие автомобили образца 1939–1940 гг.
   C 1942 г. в СССР стали поступать более совершенные специальные армейские автомобили, серийный выпуск которых был налажен в США, Великобритании и Канаде. Среди них были новые американские джипы «Виллис-МВ» и «Форд», заднеприводные армейские 1,5–2,5–тонные грузовики «Форд G8Т» и «Интернэшнл» серий «К» и «КR», легкие многоцелевые машины «Додж-Т-214», полноприводные двухосные грузовики «Мармон-Херрингтон НН6» и «Шевроле» серии «G-7100», трехосные «Джи-Эм-Си ССКW-352/353», «Интернэшнл М-5–6», «Студебекер US6», а также тяжелые трехосные грузовые автомобили «Мак», мощные эвакуаторы и танковые тягачи с колесной формулой 6x4.
   Из Англии поступали бескапотные грузовики «Форд» моделей «WОТ6» и «WOТ8», «АИК-Матадор», «Бедфорд QL» (4х4) и трехосные 102–сильные дизельные тягачи «Скаммелл», из Канады – коммерческие 3–тонные капотные машины «Додж-Т-110L» и полноприводные бескапотные 1,5– и 3–тонные автомобили «Форд», «Шевроле» и «Джи-Эм-Си» серии «СМР», оборудованные в основном различными мастерскими и походными зарядными станциями.
   В 1945 году из США начались поставки легких армейских амфибий «Форд GРА» и трехосных плавающих машин «Джи-Эм-Си DUCW-353». Кроме того, в Красную Армию поставлялись американские армейские легковые машины, самосвалы, автоцистерны, различные виды спецтехники, мотоциклы, прицепы и полуприцепы, а также многочисленные комплектующие ко всей ввозимой технике.
   Таким образом, в Советский Союз бесплатно, поступило огромное количество зарубежных военных автомобилей, на закупку даже опытных образцов которых достаточных средств в то время не имелось и поставки которых в иных условиях вряд ли вообще были бы возможны.
   В последствии трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности.
   В 1944 г. началось поступление автомобилей из Красной Армии в автохозяйства и другие предприятия и организации СССР.
   На 1945–1947 гг. пришлось основное поступление из армии автомобилей в народное хозяйство СССР.
   В послевоенные годы в Курске автомобилей было не много и в основном это были трофейные. В легковых машинах ездили партийные и военные начальники. В это же время трофейные автомобили стали попадать в частное пользование. Один такой «Мерседес» 1936 г. выпуска (гос. номер 36 OO 231) и поныне (2013) можно увидеть на улицах города.
   31.12.2009 г. количество автомобилей в Курске и области достигло 296 825 ед., что составило 240 автомобилей на тысячу человек. Это выше среднего показателя по Российской федерации, который составляет 213 автомобилей на тысячу человек. В процентном соотношении марки автомобилей распределились:
   ВАЗ — 45,43%,
   ГАЗ — 10,84%,
   МОСКВИЧ — 4,77%,
   УАЗ — 4,09%,
   ЗАЗ — 3,27%,
   VOLKSWAGEN — 2,89%,
   ЗИЛ — 2,58% ,
   КАМАЗ — 2,07%,
   AUDI — 3,27%,
   FORD — 1,82%,
   TOYOTA — 1,71%,
   OPEL — 1,41%,
   NISSAN — 1,33%,
   RENAULT — 1,34%,
   CHEVROLET — 1,3%,
   MITSUBISHI — 1,15%,
   DAEWOO — 1,0%,
   FORD — 0,99%,
   HYUNDAI — 0,97%,
   ИЖ - 2865 — 0,97%,
   Остальные марки — 8,08%.
   В 2009 г. в Курске и Курской области продано 10046 новых легковых автомобилей, из них ед.:
   ВАЗ — 3791,
   RENAULT — 596,
   KIA — 588,
   CHEVROLET — 525 ,
   OPEL — 507,
   SUZUKI — 500,
   FORD — 493,
   DAEWOO — 348,
   ГАЗ — 326,
   HYUNDAI — 312,
   NISSAN — 302,
   VOLKSWAGEN — 274,
   MITSUBISHI — 244,
   SKODA — 166,
   HONDA — 154,
   УАЗ — 132,
   PEUGEOT — 128,
   FIAT — 70,
   остальные марки — 617.
   1 января 2013 г. - численность автомотопарка Курска и Курской области составляет 390903 ед. транспортных средств, в том числе: легковых - 284812, грузовых - 41612, автобусов - 10904, мототранспорта - 36702, прицепов - 16873 .
   В Курске работает единственный в Центрально-черноземном регионе музей истории автомобильного транспорта, в котором представлены различные модели легковых и грузовых автомобилей. В экспозиции легковых автомобилей представлены: один из первых российских легковых автомобилей завода Фрезе, легковой автомобиль представительского класса - "Чайка".

   Б.М. Гущин. Я.Т. Щевченко.
   Лит: Лит: Соколов М.В. АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили. М.: Яуза, Эксмо: 2011
   ГАКО, ф.Р-3272,оп.1,дд. 180,230

На главную страницу