АНТИМОНОВ, Сергей Иванович (15.VI.1880 – 8.V.1954) — комедийный актер театра и кино, драматург. Род. в Курске в семье приказчика. Рано остался без отца. Жили с матерью на средства от сдаваемых комнат в доме. Окончил пять классов Курского реального училища. Поступил на службу к купцу Холодову в качестве конторщика и кассира с жалованьем 15 рублей в месяц. В юношеском возрасте полюбил актерское ремесло, пробовал писать.
   В 1900 г. написал письмо В. И.Немировичу-Данченко с просьбой "...пригласить в театр на простую работу, не требующую специальности, с тем, чтобы я, походя, так сказать, присматривался к артистической деятельности и учился актерскому мастерству". Но получил отказ.
   В 1901 г. получил письмо от Немировича-Данченко, где сообщалось "...при Художественном театре открывается театральная школа — бесплатная. Для поступления нужно прочитать стихи и басню, а для учения необходимо иметь правожительство в Москве. Испытания начинаются третьего августа". На экзамен прибыло 400 человек на 30 мест. Антимонов был принят в училище по настоянию артистки Е. М. Раевской. Среди учеников были: Зиновий Пешков - приемный сын Максима Горького, добрая знакомая Антона Павловича Чехова - Лидия Спахеевна Мизинова (в «Чайке» она выведена в образе Нины Заречной), «Тригорин» - Игнатий Николаевич Потапенко, известный в то время писатель, и племянник Немировича-Данченко - Николай Асланов. Уже осенью, Антимонов сыграл свою первую роль трактирного слуги Мишки в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. Будучи студентом, участвовал почти во всех постановках Московского художественного театра (МХТ), исполнял небольшие роли.
   В 1903 г. заканчивает актерскую школу МХТ.
   С 1903 по 1908 гг. играет в провинциальных театрах Твери, Самаре, Екатеринбурге, Моршанске, Херсоне, Нежине, Красноярске, Белгороде.
   В 1904 г. Антимонов поставил свою первую пьесу «Белое, серое, черное», а в 27 лет написал водевиль «22 несчастья» и с тех пор занимался литературной деятельностью, печатался в периодике.
   В 1908 г. его пьеса «Притча о любви» была выбрана в качестве бенефиса для блистательной провинциальной актрисы Марии Каспаровнны Яроцкой, которая стала его супругой.
   В 1908 г. был приглашен Кугелем играть на сцену нового петербургского театра миниатюр «Кривое зеркало».
   После сезона 1918-1919 гг., проведенного еще в одном известном театре миниатюр «Привал комедиантов», Антимонов вместе с М. К. Яроцкой приехал в Покровск. Там служил сначала в театре им. А. Луначарского, где поставил толстовскую «Власть тьмы», потом в театре имени М. Горького.
   К осени 1920 г. Антимонов и Яроцкая перебрались в Саратов. Сезон в Саратовском театре имени К. Маркса открывался комедией-гротеск в пяти действиях «Цари», написанной Антимоновым. Автор играл Иоанна Грозного. В течение двух лет в Саратове одна за другой последовали пьесы «Колумб», «Петровы потехи», «Гоголь». Наиболее удачной оказалась судьба «Бовы-королевича», неоднократно поставленного не только в Саратове, но и за его пределами. На литературном небосклоне тогдашнего Саратова звезда драматурга Антимонова сияла в окружении молодых и талантливых поэтов Михаила Зенкевича, прозаика Льва Гумилевского, романиста Алексея Скалдина. Журнал «Культура», выходивший в Саратове, посвятил его творчеству статью «Театр Антимонова». Склонность автора «Бовы-королевича» к сатире, площадному зрелищу позволяла сравнивать его с Мольером, тем более что «буффонно-комический лицедей» Антимонов почти всегда играл сам в своих пьесах. Памятуя об опыте «Кривого зеркала» и «Привала комедиантов», он вместе с режиссёром А. Каниным задумал создание в Саратове Потешного театра — театра пародии, сатиры, комедии, оперетты под девизом «Веселый смех вместо скуки». В первой программе прошла пьеса самого Антимонова «Водотолчея» и «Черный Пьеро» Рославлева и Мережковского. Гвоздем же представления стала комическая опера Екатерины II «Федул с детьми».
   Один из последних декабрьских дней 1920 г. в театре имени К. Маркса объявлена премьера «Бова-королевич»: в действии участвовали хор и оркестр, на сцене перемешались цари и короли с причудливыми именами (Кирбит Верзаулович и Зен-зевей Айдарович!), гусляры, скоморохи, воины. Был тут и фольклорный герой Полкан, богатырь с песьими ногами, была лирическая героиня Зорюшка и, наконец, народ, изображаемый одним актером. Программа спектакля хранится в Саратовском музее краеведения, эскизы костюмов и декораций — в Радищевском музее и театральном музее имени А. Бахрушина в Москве. Текст самой пьесы утерян, а фамилия обозначена в программе среди исполнителей: «Личарда, верный слуга Гвидона — Антимонов».
   После 1921 г. целый ряд культурных работников покинул Саратов. Антимонов и Яроцкая тоже уехали в Москву играть в труппе Театра сатиры.
   С 1922 г. — в московских театрах: «Кривой Джимми», «Вольный театр», «Театр на площади им. В. Ф. Комиссаржевской».
   В 1926 – 1933 гг. Антимонов — актёр Театра сатиры,
   в 1933 – 1937 гг. — актёр Камерного театра.
   С середины 1930-х Антимонов много снимается в кино. Знаменитый режиссер-комедиограф Г. Александров пригласил его на роль шпрехшталмейстера в одну из лучших своих комедий «Цирк», затем на роль дворника Охапкина в кинофильме «Волга-Волга».
   С 1937 г. Антимонов стал работать на киностудии «Союздетфильм».
   В 1943 г. выступал во Всесоюзной студии эстрадного искусства.
   С 1948 г. — в Театре-студии киноактера.
   Последние годы жизни Антимонов работал в Театре-студии киноактера, но играл мало из-за тяжелой болезни.
   Умер и похоронен в Москве на Введенском кладбище (22 уч.), рядом с женой Марией Яроцкой.

   Соч.: «Притча о любви» (1908), «Водотолчея» (1909), «Женщина и смерть» (1911), «Мужья и жены» (1914), «Любовь и доктор» (1915), «Молодое вино» (1916), «Бова-королевич» (1918), «Колумб» (1920), «Нужная бумажка» (1924), «Петровы потехи» (1924), «Чужая голова» (1925), «Женихи» (1927, с Н. Адуевым), «Спящий красавец» (1932, с А. Арго) и др.

   Фильмография: «Цирк» (шпрехшталмейстер, 1936), «Партийный билет» (Куликов, 1936), «На Дальнем Востоке» (Янков, 1937), «Волга-Волга» (дворник Охапкин, 1938), «Ленин в 1918 году» (Поляков, 1939), «Степан Разин» (Астраханский воевода, 1939), «Любимая девушка» (швейцар, 1940), «Русский вопрос» (1947), «Весна» (1947)).

На главную страницу