АЭРОКЛУБ — форма организации юных любителей авиации, желающих получить необходимые навыки в области парашютного, планерного и др. видов авиационного спорта. В Курске А. был создан и развернул свою деятельность в 1936 (С 1967 по 1991 — Курский учебный авиационный центр). Его образованию пред-шествовала четырехлетняя работа парашютно-планерной станции, девизом которой стал провозглашенный на IX съезде ВЛКСМ крылатый призыв «Комсомолец — на самолет!». Первый выпуск парашютистов и планеристов состоялся 14 декабря 1936. Первым начальником Курского А. стал капитан Богатырь, переведенный на эту должность из Харькова. Становление Курского А. в первые годы его суще-ствования было осложнено политическим репрессиями. Жертвами их стало и руководство Курского А.: в июле 1937 были репрессированы и погибли комиссар аэроклуба Грейсер и капитан Богатырь. Несмотря на это, к началу ВОВ Курским А. была организована массовая подготовка авиационных специалистов, в первую очередь — летчиков и парашютистов, открылось новое отделение по подготовке авиационных ме-хаников; открылся и успешно действовал (с 1938 по 1941) Шебекинский филиал; значительно укрепилась материально-техническая база; объем подготовки курсантского состава увеличился до 250 человек. Личный состав Курского А. регулярно участвовал в городских общественно-политических мероприятиях и праздниках. Воспитанники устраивали авиационные парады, показательные парашютные прыжки. В предвоенный период аэроклубом было произведено четыре выпуска спортсменов-летчиков, подготовлено значительное число авиамехаников, планеристов и парашютистов. В эти годы аэроклуб находился в здании по ул. Колхозная, 11, имел мастерские, аэродром, более 16 учебно-тренировочных самолетов, значительное количество парашютов, в городе имелась парашютная вышка. Значительные успехи и высокие показатели в работе Курского аэроклуба дали основание для образования на его базе в 1940 — 1941 7-й Курской специальной летной школы ВВС РККА. Потребность ВВС в квалифицированных авиаци-онных специалистах в значительной степени отразилась на масштабах деятельности А. в этот период: в 1940 объем подготовки летного состава увеличился почти втрое. Так, если в 1939 было выпущено 250 курсантов, то в 1940 уже более 700. На аэродроме А., располагавшемся тогда на месте современного Северо-Западного микрорайона, шла интенсивная концентрация авиатехники. Было собрано более ста самолетов, среди которых были ПО-2, УТ-1, И-16. Весной 1941 из Москвы прибыл начальник 7-й летной школы Александр Пархоменко — сын легендарного героя гражданской войны.
   С началом ВОВ в 7-й летной школе шла напряженная работа. Ее штаб располагался в центре города на Красной площади, д. 6, а на ул. Колхозной, 11 были оборудованы учебные классы; энергично велась летная подготовка на аэродроме. Однако с началом налетов фашистской авиации на Курск учебные полеты были прекращены. В связи с продвижением фашистских войск к Курску в октябре 1941 школа была эвакуирована в г. Кинель-Черкассы, Куйбышевской области, где летно-инструкторский состав осуществил выпуск 100 курсантов, прибывших из Курска. К началу зимы 1941/1942 7-я летная школа была преобразована в авиационную дивизию ближних ночных бомбардировщиков. Тяжелая обстановка, сложившаяся на советско-германском фронте к концу 1941, требовала скорейшего усиления наших войск боевой техникой и, в первую очередь, боевой авиацией. 641-й и 635-й ночные легкие бомбардировочные авиаполки, дивизии, сформированные из летно-технического штата аэроклуба, были отправлены на Калининский фронт и сыграли немаловажную роль в начальном периоде ВОВ. В ходе боев мужество и отвагу проявили многие воспитанники аэроклуба; пять из них стали Героями Советского Союза: Виктор Ильич Александрюк, Александр Климентьевич Еремин, Николай Иванович Леонов, Михаил Петрович Ренц, Сергей Васильевич Сыромятников; дважды был удостоен этого звания Андрей Егорович Боровых.
   Возобновил свою деятельность А. после окончания ВОВ в Курске с 1947. Возглавил его бывший командир 567-го Берлинского штурмового авиаполка Борис Карпович Свирс. Его преемниками на этом посту стали Герой Советского Союза Г. В. Денисенко, Г. Ф. Бабенко, А. И. Кислица, А. Н. Костарев, В. Ф. Афиногенов. Как и в довоенные годы, выпускники А. поступали в военные авиационные училища, пополняли ряды воздушно-десантных войск. Среди тех, кто отдавал все силы и опыт обучению молодых авиаторов, — летчики-инструкторы И. И. Устюгов, П. В. Бирюков, А. В. Мищенко и др. Благодаря их усилиям немало спортсменов-курян добились высоких результатов на различных соревнованиях. Алексей Шилов и Клавдия Дьякова установили четыре Всесоюзных рекорда на дальность и продолжительность полета. Значительных успехов добились парашютисты: Евгению Бабкину, Гавриилу Арепьеву и Василию Берлизеву принадлежат три мировых и четыре Всесоюзных рекорда. Прославили нашу область братья Пахомовы, Анатолий Звягинцев, Сергей Пономаренко, Валерий Хранцев, Николай Соколов. Они установили четыре мировых рекорда в групповых прыжках на точность приземления. Более 20 лет велась подготовка молодежи на реактивных самолетах Л-29. Подтверждая высокое летное мастерство, воспитанники А. завоевали на зональных и Всесоюзных соревнованиях 15 золотых, 14 серебряных и 14 бронзовых медалей. Лучших результатов добились дважды абсолютные чемпионы страны по самолетному спорту Анатолий Чуев и Вадим Целебровский. Команда курян не раз была победителем зо-нальных соревнований и первенств ДОСААФ. Лётчики Евгений Васюков, Анатолий Калашников и Валерий Ковалев, которые входили в состав сборной команды ДОСААФ СССР. Только в 1986 на счету А. числилось 52 подготовленных мастера спорта. В 1965 Курский А. окончил А. В. Руцкой, который в небе Афганистана совершил более 400 боевых вылетов, награжден многими боевыми наградами. Долгое время на базе Курского областного А. действовал Всесоюзный центр переподготовки летного состава, где летчики-офицеры запаса восстанавливали и поддерживали навыки пилотирования реактивной авиатехники. В 1981 Курский А. оказывал помощь в летной подготовке инженеров-испытателей летно-испытательной службы отряда летчиков-космонавтов СССР. В Курском УАЦ прошли летную подготовку четверо летчиков-космонавтов: заслуженный летчик СССР, выпускник Курского аэроклуба 1954 года Волк И.П., Манаров М.Х., Баландин А.Н., Лавейкин А.И. 6 июля 1986 распоряжением Совета Министров РСФСР Курскому аэроклубу было присвоено имя С. В. Сыромятникова.
   В настоящее время Курский областной А. ОСТО (Общества содействия труду и обороне) располагает мощной, современной учебной и материально-технической базой; в его распоряжении находится отдельное здание (ул. Сумская, 5) и аэродром «Курск-Южный» (пос. Рышково).

   А. Т. Кузяев

На главную страницу